Её педагогический стаж насчитывает 19 лет, 13 из которых она совмещала учительскую работу с методической, будучи специалистом районного Комитета по образованию.
В умах родителей Эльвира Михайловна – это районный родительский комитет, а для многих учеников её имя связано с рождением детского парламента Зиминского района.
В 2024 году Эльвира Михайловна Ермолович в числе пяти педагогов удостоена Премии мэра Зиминского района в области педагогики. Наша героиня уверена в том, что быть учителем в России – это не просто работа, это Миссия.
- Эльвира Михайловна, как Вы пришли в педагогику: это была детская мечта, или так сложилось?
- У меня, наверное, достаточно случайный путь в образование. Не такой, как у некоторых моих коллег, с детства мечтавших стать учителями. Они рассказывают, как «учили» своих кукол, усаживали за парты друзей и взрослых и «преподавали». У меня такого не было. Я любила спорт, активный образ жизни – поехать на речку, пойти в поход, исследовать город на автобусе, открыть для себя новые места – это всегда было интересно. Дома были географические карты. Помню, родители купили огромную карту мира, хотя это по школьной программе не требовалось, мне очень нравилось её рассматривать. Но педагогом стать не мечтала. Так сложилось.
Первые семь классов отучилась в школе № 9 города Зимы, а потом в Зиминском лицее. Он и определил моё поступление в вуз. В годы моего обучения в лицее особенно хорошо было поставлено научно-практическое направление, когда прямо на базу лицея выезжали целые институты, проводились научно-практические конференции. Сейчас это называется «Шаг в будущее». Лицей был центром в Зиме и Зиминском районе, куда приезжали специалисты высшей школы. Потом проходил отбор на региональный этап по результатам городского. Будучи в одиннадцатом классе, я с Галиной Георгиевной Парягиной написала исследовательскую работу. На регионе работа заняла первое место. В результате я без экзаменов поступила на географический факультет в госуниверситет.
- Как скоро работа стала призванием?
- Долгое время моё учительство было не призванием, а каким-то интересным делом. Поначалу, да. Но сейчас это нечто большее. Сразу после окончания госуниверситета с красным, к слову, дипломом, который никого особо не интересовал, я пришла работать в Самарскую школу. Я люблю свой предмет, и мне нравится этим заниматься, несмотря на воспитательную работу, которая сегодня занимает львиную долю моего школьного времени. В Самарскую школу меня, что называется, за руку привёл Михаил Иванович Каминский.
Для молодого специалиста это было хорошее место: город близко, детей в классах не много. Отсюда я не уходила никогда. И когда работала в Комитете по образованию, то совмещала обязанности – 13 лет.
- Помните свой первый урок?
- Да, это был урок в одиннадцатом классе. Мальчишки даже пытались флиртовать. У нас установились хорошие отношения. Дети и коллектив приняли меня доброжелательно. А я первое время пыталась умничать: я думала, что должна передать им все знания, которые получила в вузе. Некоторое время мы, наверное, на разных языках с ними говорили. Со временем, конечно, поняла, что нужно.
- Почему Вас пригласили в Комитет по образованию?
- В Комитете тогда методической службой руководила Зинаида Борисовна Антипина. Комитет проводил конкурс «Молодой специалист». Я сейчас понимаю, что была о-очень смелым молодым специалистом, потому что в школе отработала всего два месяца. Директор школы Екатерина Александровна Толстова командировала меня на конкурс, я заняла второе место. Впоследствии оказалось, что я выиграла гораздо больше, чем второе место. Зинаида Борисовна приметила меня, и через полгода я получила приглашение работать в Комитете по образованию. Наверное, на тот момент, это был весьма самоуверенный шаг, но молодость ничего не боится!
За 13 лет в Комитете много чего было: я работала методистом в разных специализациях: по воспитательной и профилактической работе, была у меня и инновационная деятельность – профиль был широкий и разнообразный. Упор в основном был на работу с детьми. Хотя методическая работа предполагает работу как раз не с детьми, а со взрослыми. Но при мне был создан Районный детский парламент, Районный родительский комитет. Это было самое начало, потому что система образования перестраивалась. На тот момент это были вызовы времени.
- А сегодня в Вашей деятельности главная работа учительская или всё-таки воспитательная?
- Я по-прежнему предметник, веду географию. Дети выбирают её в качестве единого государственного экзамена. Это массовый выбор: в нынешнем выпуске из четырнадцати ребят тринадцать сдают географию. Не могу сказать, кто я больше. Я раньше много времени уделяла олимпиадам, научно-практическим конференциям. Мои дети выигрывали международные олимпиады. Сейчас не могу посвящать этому много времени, теперь главное – уроки и подготовка к экзаменам.
- Мы-то Вас знаем ещё и как автора и родоначальника районной краеведческой олимпиады.
- Да, я придумала краеведческую олимпиаду. Спасибо Сергею Ивановичу Усольцеву, Инне Адамовне Курбаловой, Татьяне Спартаковне Лебедевой за то, что идею поддержали. Сейчас это всё прекрасно функционирует. Я готовлю полностью задания для олимпиады. Это серьёзная и тяжёлая работа – в одну голову придумывать сложно.
- Мне кажется, для наших учителей не существует невыполнимых задач? Откуда черпаете энергию, чтобы вкладывать её в профессию?
- Из самой работы и из семьи. Зато дети у меня самостоятельные. Они понимают, что домашняя мама и учитель – это два разных человека. Но учительскую работу видят изнутри: как, когда и откуда она порой берётся. Я могу смотреть фильм и с возгласом «Вот это мне надо» побежать записывать идею. Дети знают, что если я села за рабочее место, то лучше заняться самостоятельной работой или чего-нибудь сделать по дому. Годами сложилось. Муж давно привык к тому, что чаще видит мою спину, чем лицо, потому что и дома много времени провожу за компьютером.
- При такой загруженности, как Вы расслабляетесь? Или работа не отпускает вообще?
- Голова должна проветриваться, - смеется Эльвира Михайловна. – У меня увлечения сезонные, приусадебные. Сажаю массу сортов овощей. Скорее даже не ради большого урожая: просто интересно, ради процесса. И, конечно, много читаю: и по профессии, и ради развлечения. Читать предпочитаю бумажные книги. И в последнее время интересно стало что-то делать руками – вышивать, вязать. Руки – продолжение мозга, и видимо, они скучают, мы ведь сейчас ручкой ничего не пишем.
- Чем сегодня интересуются дети?
- Затрудняюсь. Но точно знаю, что интересно им то, что легко и быстро даётся. Дети не любят прилагать много усилий. А если нужно попыхтеть, подумать, то их приходится убеждать, что дело нужно довести до результата.
Сейчас довольно часто дети интересуются историей. А в качестве темы индивидуального проекта девятиклассники в основном выбирают темы из области социологии, психологии, т.е. не слишком предметные.
Читают дети редко, конструированием-моделированием занимаются тоже единицы. Пожалуй, больше всего они интересуются психологией и блогерством. Дети сегодня знают больше, чем мы в их возрасте, потому что информация доступна. Но это поверхностный интерес, неглубокие знания, нет у них пока критического мышления, предметы на выпускные экзамены выбирают чаще всего случайно, несмотря на то, что сейчас в школьной программе очень много профориентации. Выбор экзаменов ли, будущего ли чаще всего зависит от решения родителей. Это если родители заинтересованы, а если нет, то дети движутся без конкретного направления.
- А школа – это всё-таки что больше: образование или воспитание? Послушаешь, какую напряжённую общественную жизнь живут дети в школе, и невольно задумываешься, когда же они учатся?
- Вопрос! Сейчас сфера образования повернулась в сторону воспитания. И всё же это искусственное разделение. Вот сегодня у нас был день рождения школы. Что мы там увидели: образование или воспитание? Когда дети сами готовили программу, выпускники представляли своё творчество на тему школьных лет. Их, кстати, много отозвалось и делилось впечатлениями и оценкой школы с высоты возраста и дела, которым они сейчас занимаются. Разделить обучение и воспитание невозможно.
- В чём можно сегодня посочувствовать ученикам и учителю?
- Учителю – в количестве бумаг. Хотя и говорят, что бюрократическая нагрузка сократилась, но это, быть может, у рядового педагога. У школы в целом она не меняется.
В чём посочувствовать ученикам? Наверное, в том, что сегодня школа осталась единственным местом, где они могут общаться лично, вживую, потому что вне школы они уходят в мир гаджетов. Иногда становится грустно и удивительно, когда оказывается, что дети не знают, кем работают родители. То есть в семье они не общаются. Получается, что сегодня школа и учитель не просто несут знания, но учат общаться, потому что другого места адекватного, заинтересованного общения часто нет. Это проблема современности, и, я думаю, она будет только усугубляться.
- А к Вам дети обращаются с какими-то личными проблемами?
- Современные дети, несмотря на повальное увлечение психологией, свои личные проблемы решать, а иногда даже и осознать, не умеют. Нет, они не приходят. Чаще случается так, что я вижу проблему, и пытаюсь вытянуть ребёнка на разговор, привлечь внимание, выяснить ситуацию. Если время не упущено, то детские проблемы удаётся решить. Вообще, профессиональная обязанность учителя – быть внимательным. Внимания им не хватает. Всё общение ушло в соцсети.
Недавно была на форуме классных руководителей. И там была такая позиция – учителю нужно вести свой блог, потому что дети сейчас в соцсетях, и учитель должен последовать за ними: рассказать о себе, заинтересовать, потому что дети сегодня воспринимают информацию эффективнее всего так. У меня к этой позиции неоднозначное отношение: с одной стороны всё соответствует действительности, с другой – где живое общение при таком подходе? К тому же изготовление качественного контента занимает много времени. А когда заниматься собственно учительским трудом? Целесообразность учителя-блогера сомнительна. Кто научит детей общаться, ведь у них навыки эмоционального интеллекта слабые. А блогерство - сложная командная работа.
- Эльвира Михайловна, а если повернуть жизнь назад, Вы бы вновь выбрали педагогическую стезю?
- Наверное, да. Главным образом потому, что ничего не повторяется в этой работе. Сколько ни работаешь, постоянно всё новое: и с точки зрения государственной политики в сфере образования, документов, и с точки зрения общения – и ученики, и коллективы тоже не повторяются. Я уверена, точно бы не повторился тот опыт, который у меня есть. В одну реку дважды не войдёшь.
- Чего Вы хотите сейчас?
- Хочу самых простых вещей: мира, стабильности. Стабильность всегда даёт толчок к развитию. Не бывает развития, если школа, территория, страна находится в хаосе, если нет чёткого понимания и уверенности. Сегодня стабильность довольно шаткая. Но мы точно не вернёмся туда, откуда пришли, всё равно мы движемся вперёд, надеемся на светлое будущее.
- Что нужно делать учителям, чтобы прийти в это светлое будущее?
- Хорошо делать свою работу. Нам больше ничего не остаётся. Не быть просто урокодателем, тогда мы вкладываем часть себя в свою работу. Для этого нужно развиваться самому. Педагогика – это не незыблемый процесс, это всегда творчество.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1