ПОХВАЛНЫЕ КАЧЕСТВА
ГЛАВА 4
БЛАГОНРАВИЕ
ДОСТОИНСТВА БЛАГОНРАВИЯ
Благонравие — самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по-настоящему мужественных людей. Всевышний Аллах наделил Пророка صلي الله عليه وسلم многими достоинствами, но более других восхвалил Господь благой нрав Посланника صلي الله عليه وسلم. Всемогущий сказал ( смысл) : << Поистине, ты, о Пророк صلي الله عليه وسلم, обладатель великого нрава >> ( сура << Аль-Калам >> , аят 4 ) . Алимы отмечают: << Великий нрав — это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и всё это — благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха >> . Другие учёные говорят: << Великий нрав — это осознание того, что всякое грубое поведение людей по отношению к тебе предначертано Всевышним >> . Есть и такое мнение учёных: << Великий нрав — внимание, прикованное лишь к Всевышнему Аллаху >> . Также учёные-богословы подробно прокомментировали вышеупомянутый аят Корана: << Ты, о Пророк صلي الله عليه وسلم, обладатель великого нрава. Такой степени нрава не достигает ни одно творение. Поэтому ты так терпеливо переносишь вред народа, как не может этого сделать кто-либо из людей >> . Один из учёных разъяснил этот аят так: << По причине того, что ты укращен нравами Аллаха, на тебя не оказывают отрицательного влияния наговоры людей и ты не испытываешь мучения от их зла. Ибо ты терпишь с помощью Аллаха, а не своими силами. Как сказал Всевышний: ( смысл) << Прояви терпение, а твоё терпение — только с помощью Аллаха >> ( сура << Ан-нахль >> , аят 127 ) . Ведь никого более терпеливого, чем Аллах, нет. Также слова аята << обладатель великого нрава >> указывают на превосходство Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم и означают, что Пророк صلي الله عليه وسلم заключает в себе только похвальные качества и обладает деяниями, вызывающими лишь довольство Аллаха, так как всё это для Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم естественно. Поэтому Всевышним Аллахом сказано ( смысл) : << Скажи, о Пророк: << Я не требую у вас за то, что принёс вам Коран, никакого вознаграждения, и не стараюсь показать вам тот характер, который мне не присущ >> ( сура << Сад >> , аят 86 ) . Другими словами, я не притворяюсь в проявлений доброго нрава, потому что дело притворяющегося долго не просуществует, и рано или поздно оно возвращается к своему исконному состоянию >> .
Учёными - богословами также было сказано, что нрав человека меняется в зависимости от того, с кем он дружит и поддерживает какие - либо взаимоотношения. Как сказано в хадисе: << Человек в религии своего друга. Поэтому пусть каждый внимательно смотрит, с кем он дружит >> . В другом хадисе говорится: << Не пребывайте с теми, кто впал в какое-либо заблуждение и следует порицаемым новшествам в религии. Поистине, это заразно, как чесотка >> .
Именно нрав Пророка صلي الله عليه وسلم был отмечен Всевышним и описан словом << великий >> , этим же словом Всевышний Аллах назвал и Коран. Нрав Пророка صلي الله عليه وسلم вобрал в себя благородные качества всех предществующих пророков: благородность пророка Нуха عليه السلام, дружбу пророка Ибрахима عليه السلام с Господом, искренность пророка Мусы عليه السلام, преданность обещаниям пророка Исмаила عليه السلام, терпение пророков Аюба عليه السلام и Якуба عليه السلام, умение пророка Давуда عليه السلام находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана عليه السلام и Исы عليه السلام, а также нравственные качества всех остальных пророков. Об этом Всевышний сказал ( смысл) : << О Мухаммад صلي الله عليه وسلم, следуй правильному пути за предществующими пророками >> . Под правильным путём подразумевается не познание Всевышнего Аллаха, так как познание опирается на следование за другим человеком. А это не подобает нашему Пророку صلي الله عليه وسلم. Также речь идёт не о шариатах, ибо закон Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم аннулировал все заповеди предыдущих пророков. Действителным значением слов << следуй правильному пути >> является следование за выдающимися нравственными качествами предшествующих пророков. И когда Господь велит Пророку صلي الله عليه وسلم следовать правильному пути, тем самым Он велит Посланнику صلي الله عليه وسلم объединить в себе все похвальные качества предшествующих пророков. Такую высочайщую степень не достиг ни один из предшествующих пророков и посланников. Поэтому Всевышний Аллах выделил Пророка Мухаммада صلي الله عليه وسلم как обладателя великого нрава. Один из познавших Аллаха сказал об этом так
<< Достоинство каждый имеет пророк,
Но лучшее собрано всё в Мухаммаде صلي الله عليه وسلم >> .
Всё вышесказанное обобщено в ответе Аиши رضي الله عنها на вопрос о нраве Пророка صلي الله عليه وسلم: << Его нравом был Коран >> . Под этим она подразумевала то, что Пророк صلي الله عليه وسلم был украшен всеми благами нравами и похвальными качествами, упомянутыми в Коране, а также был чист от запрещённых Священным Писанием деяний и порицаемых качеств. В другом хадисе говорится, что Айша رضي الله عنها ответила так: << Разве ты не читал аяты Корана ( смысл) : << Преуспели верующие, которые смиренны в намазе, избегают бесполезных, суетных разговоров, исправно выплачивают закят, берегут свои половые органы, за исключением своих жён и наложниц, за что им нет упрёка. А кто стремится удовлетворить свои желания иначе ( с недозволенными женщинами) , тот переходит границы дозволенного. Преуспели верующие, которые берегут врученное им на хранение, исполняют договоры и настойчивы в своевременном совершений предписанных молитв . Они унаследуют рай Фирдавс ²⁸ , ( ²⁸ Аль-Куртуби пишет, что это является высшим уровнем Рая. — Ред. ) в котором они пребудут навечно >> ( сура << Аль -Муминун >> , аят 1-11 )?! Это и есть нрав Пророка صلي الله عليه وسلم >> . В этих аятах есть такие напоминания слушающим о величий нрава Пророка صلي الله عليه وسلم : вера, которая является основой качеств сердца; намаз — опора телесных качеств; закят — основа имущественных качеств; целомудрие по отношению к постаронним женщинам; сохранение доверенного и преданность договорам. В этих аятах Всевышний повторно упоминает << тех, кто оберегает предписанные молитвы >> , обращая внимание слушающих на их важность и великое значение.
Джунайд аль-Багдади قدس سره сказал: << Пророк صلي الله عليه وسلم был обладателем великого нрава, он пожелал для своей общины блага обоих миров, но не стремился обрести их для себя >> .
Праведник Хусайн ан-Нури قدس سره сказал: << Как же нрав Пророка صلي الله عليه وسلم не будет великим, когда Аллах осветил его душу ( внутренний мир) нуром Своих качеств?! >> ²⁹ . ( ²⁹ Душа Пророка صلي الله عليه وسلم переняла от качеств Аллаха нур, который украшает собой нрав ( в соответствии с качествами Всевышнего ) , как об этом сказано и в хадисе: << Перенимайте нравы Аллаха >> . )
В книге Величайшего шейха ³⁰ ( ³⁰ Это прозвище шейха Мухийиддина аль-Араби ( да освятит Аллах его чистейщую душу) .— Ред. ) << Тальких аль ‐азхан >> сказано: << Пророк صلي الله عليه وسلم был наделён способностью говорить кратко, словами, имеющими глубокий и мудрый смысл, ибо он был послан для того, чтобы довести благонравие людей до совершенства. Поэтому Всевышний сказал: << Поистине, ты обладаешь великим нравом >> . Это указывает на то, что путь Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم является самым правильным путём. Пророк صلي الله عليه وسلم сказал: << Воистину, Всевышний обладает тремястами шестьюдесятью качествами. И тот, кто встретит Аллаха будучи единобожником, обладая хотя бы одним из этих качеств, войдёт в Рай >> . Тогда сподвижник Абу Бакр رضي الله عنه спросил: << О Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم, есть ли у меня хоть один из этих качеств? >> Пророк صلي الله عليه وسلم ответил: << Все они есть у тебя, о Абу Бакр. И самое любимое из них для Аллаха — это щедрость >> .
Самыми лучшими качествами человека для Всевышнего являются полная покорность ( таслим ) Создателю и довольство своим Господом, а во взаимоотношениях между людьми — снисходительность и щедрость. В словах << будучи единобожником >> заложен следующий смысл: иногда благонравие может быть без веры, как и вера без благонравия. Так, если бы с верой приходило благонравие, то верующему не велели бы совершать или оставлять
БЛАГОНРАВИЕ — ОСНОВА РЕЛИГИЙ
Знайте, основой религии являются благие нравы, и Пророк Мухаммад صلي الله عليه وسلم был послан, дабы их усовершенствовать. Об этом Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم сказал: << Поистине, я послан для усовершенствование благих нравов >> .
Сущность благих нравов заключается в том, чтобы человек был лёгким, деликатным и мягким со своими домочадцами, прислугой и всеми мусульманами. Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم сказал: << Обитатели Рая — это люди мягкие, лёгкие и близкие по отношению к другим, а обитатели Ада — суровые и жестокие >> . Тогда сподвижники спросили: << О Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم , а как определить жестоких людей?>>. На что Пророк صلي الله عليه وسلم ответил: << Это люди, проявляющие суровость по отношению к домочадцам, друзьям и родственникам >> . Наш Великий Господь сказал ( смысл) : << И говорите людям приятное >> ( сура << Аль-Бакара >> , аят 83 ) . Также Всевышний сказал ( смысл) : << Скажи, о Пророк, Моим рабам , чтобы они вели свои речи наилучшим образом >> ( сура << Аль-Исра >> , аят 53 ) . А наилучшее вбирает в себя всё самое благое и приятное. В отношении других проявляй те качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, хорошие слова, благие и красивые поступки. А скверных речей , непристойных слов и дурных деяний старайся избегать и не совершай их по отношению к другим. Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим рабам Аллаха, ты должен помнить о том , что Всевышний воздаст тебе тем же, Всемогущ Аллах и Превелик . Знайте, что подобное воздаяние — есть самое соответствующее . То есть тот , кто будет для рабов Аллаха Раем , милостью и прохладной тенью, в которой отдыхают люди, получит соответствующее воздаяние от Всевышнего Аллаха. Ведь тот , кто оказал почёт рабу в знак уважения к его господину ( саййид ) , тот на самом деле возвеличил самого господина. Поэтому в хадисе от Всевышнего Аллаха говорится, что в Судный день Господь скажет Своему рабу: << Я испытывал голод , а ты не накормил Меня. Я просил тебя утолить Мою жажду, но ты не напоил Меня. Я был болен , а ты не навестил Меня >> . На что раб ответит : << Как же Ты можешь испытывать голод , в то время как Ты — Господь всех миров ?! Как же Ты можешь болеть, будучи Господом всех миров ?! Как же Ты можешь просить утолить жажду, в то время как Ты — Господь всех миров, Который и содержит их все ?! >> . Тогда Творец, Пречист Он и Свят , разъяснит : << Поистине, болел Мой такой-то раб , и если бы ты навестил его, то обнаружил бы Меня возле него. Мой такой-то раб испытывал голод , если бы ты накормил его, то нашёл бы у Меня отданное ему. Такой-то Мой раб просил тебя утолить его жажду, если бы ты напоил его , то и это ты нашёл бы у Меня >> . То есть Свои слова Всевышний Аллах разъяснил Сам : << Я испытывал голод , Я болел , Я просил у тебя утолить Свою жажду >> следующими выражениями : << Мой такой-то раб испытывал голод, Мой такой-то раб заболел , Мой такой-то раб просил у тебя утолить его жажду >> .
Благонравие приносит пользу своему обладателю в обоих мирах, об этом повествуется в хадисе об Абу Талибе . Однажды Аббас رضي الله عنه спросил: << О Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم, Абу Талиб ведь оберегал тебя и помогал тебе, принесёт ли это ему пользу на том свете?>> . Пророк صلي الله عليه وسلم ответил: << Да , и если бы не я , то он оказался бы на самом нижнем уровне Ада >> . Также рассказывают , что Абу Ляхаба видели во сне пъющим воду из своего большого пальца , а происходило это каждый раз в ночь на понедельник. И это благодаря тому, что Абу Ляхаб освободил свою рабыню в тот день, когда узнал от неё добрую весть о рождений Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم.
Один из праведников сказал: << Кто из общины Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم не смог увидеть Его صلي الله عليه وسلم и искренне желает этого, тот пусть посмотрит на Коран. Ибо нет никакой разницы между взором , обращённым на Коран, и взором на любимого Пророка صلي الله عليه وسلم. Коран подобен развернутому образу человека, имя которого Мухаммад صلي الله عليه وسلم, сын Абдуллаха , сына Абдульмутталиба >> .
Другой праведник отмечал : << Кто желает созерцать Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم, пусть следует его Сунне , особенно в тех местах, где она предана забвению . Так как оживление Сунны Пророка صلي الله عليه وسلم подобно оживлению самого Пророка صلي الله عليه وسلم. И тот , кто оживил Сунну Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم, подобен оживившему всё человечество, ибо Пророк صلي الله عليه وسلم вобрал в себя всё благое в совершенстве >> .
Также один из праведников сказал: << После того как Мухаммад صلي الله عليه وسلم послали пророком ко всему человечеству , для людей не осталось чего-либо неизвестного, касаемо дурных нравов , ибо Пророк صلي الله عليه وسلم подробно разъяснил нам пути их происхождения >> . Это значит, что для человека не осталось ни малейшего повода для совершения дурного, так как Пророк صلي الله عليه وسلم разъяснил людям, что собой представляют благой и дурной нравы .
Учёные-богословы отмечали, что Всевышний Аллах предложил Пророку صلي الله عليه وسلم ключи от всех земных благ , но Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم не принял их. Тогда Творец вознёс Пророка صلي الله عليه وسلم в ночь Вознесения на небеса и показал ему всех ангелов , а также Рай . Но Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم не обратил на всё это внимания. И Всевышний сказал ( смысл) : << Взор Пророка не отрывался от дозволенного и не переходил его границы >> ( сура << Ан-Наджм >> , аят 17 ) . Он не смотрел налево и направо, и потому Всевышний сказал ( смысл) : << Поистине, ты обладатель великого нрава!>> . Это означает, что ни беды , ни блага не могут заставить Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم свернуть с истинного пути.
Известно, сколько невзгод и мучений перенёс Пророк صلي الله عليه وسلم, проявляя терпение. Его благословенная голова была ранена , был сломан зуб , но, несмотря на это, он говорил: << О мой Господь, прости моему народу, ибо, поистине, он не ведает, что творит !>> И в Судный день, когда каждый пророк будет переживать за себя, Пророк Мухаммад صلي الله عليه وسلم будет восклицать: << Моя община, моя община!>> .
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О БЛАГОНРАВИЙ
Благим нравам посвящено множество золотых изречений . Здесь приведём некоторые из них, дабы воодушевить на обретение благих нравов и пробудить беспечные сердца:
1 . Посланника Аллаха صلي الله عليه وسلم спросили: << Кто из верующих является достойнейшим в вере ?>> . Он ответил: << Наилучший тот ,у кого нрав лучше >> . А когда спросили: << А что такое несчастье?>> , то он ответил: << Дурной нрав >> .
2 . Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم сказал: << Если вы не будете в состоянии из своего имущества раздать милостыню ( садака ) рабам Аллаха, относитесь ко всем людям с радушием и благонравием >> .
3 . Однажды Пророка صلي الله عليه وسلم попросили: << О Посланник Аллаха صلي الله عليه وسلم, обратись к Всевышнему Аллаху с мольбой против язычников !>> . На что он ответил: << Поистине, я послан как милость , а не как наказание >> .
4 . Фудайль قدس سره сказал: << Если человек совершает множество благих дел , но при этом плохо обходится с домашней курицей ,то он не из числа благочестивых людей >> .
5 . Сказано: << Благонравие — это способность считать своё поклонение Всевышнему Аллаху ничтожно малым , возвеличивая при этом все блага, дарованные пречистым Аллахом >> .
6 . Шах аль - Кармани قدس سره сказал: << Признаком проявления благонравия по отношению к другим является отказ от нанесения им вреда и перенесение трудностей от них >> .
7 . Праведник Вахб قدس سره говорил: << Если человек будет придерживаться одного нравственного качества в течение сорока дней, то Аллах сделает его для Своего раба постоянной чертой характера >> .
8 . Хасан аль Басри قدس سره так разъяснил слова Всевышнего Аллаха << и одежду свою очисти >> ( сура << Аль - Муддассир >> ,аят 4 ): << О Пророк, усовершенствуй свой нрав >> .
9 . Абу Хафса قدس سره спросили о благонравий , и он ответил: << Это то , что Всевышний выбрал для Пророка صلي الله عليه وسلم в Своих словах ( смысл) : << Будь снисходителен к людям, вели им творить добро и отвернись от невежд >> ( сура << Аль - А'раф >> , аят 199 ) .
10 . Сказано: << Благонравие — это когда твоё сердце находится в состоянии отчуждённости . Иначе говоря, быть среди людей, но сердце своё связывать только с Всевышним Аллахом >> .
11 . Сказано: << Благонравие — это терпеливо принимать от людей любую грубость, а также смиренное довольство предопределением Всевышнего, без какого-либо раздражения и беспокойства >> .
12 . Сказано: << Дурной нрав стесняет сердце своего обладателя , ибо не вмещает в себя ничего, кроме своей цели, подобно тому как малое пространство способно вместить в себя лишь одного человека >> .
13 . Сказано: << Признак дурного нрава — способность видеть недостатки других людей >> .
ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ БЛАГОНРАВИЯ
От праведных предшественников до нас дошло множество удивительных историй. Для некоторых людей эти истории могут показаться вымыслом , однако, без всякого сомнения, — это истинные предания . Праведники достигли степени познания Всевышнего Аллаха и благодаря этому улучшили свои нравы .
1 . Абдуллах ибн Умар رضي الله عنه освобождал раба, если тот исправно совершал намаз. И когда рабам стало известно о благонравий своего хозяина, то они старались совершать намаз красиво напоказ. Но Абдуллах رضي الله عنه освобождал всех преуспевающих в поклонении. Как - то Ибну Умару رضي الله عنهما указали на это , и он сказал: << Если кто-то будет меня обманывать в том , что касается религии Аллаха, то я готов быть обманутым >> .
2 . Когда Ахнафа ибн Кайса قدس سره ³¹ спросили: ( ³¹ Ахнаф бин Кайс , да будет доволен им Аллах, был обладателем большой кротости и благих нравов. Арабы приводят его в пример в качестве обладателя восхваляемых нравов и достоинств .) << У кого вы научились благонравию ?>>, — он ответил: << У Квйса ибн Асима ан -Накри قدس سره >> . Тогда его спросили: << А на каком же уровне благонравия находился ибн Асима ан - Накри قدس سره?>> . Ахнаф قدس سره ответил: << Однажды служанка Кайса قدس سره хотела принести ему шампур с мясом, но шампур оказался очень горячим , выскользнул из рук служанки и упал на маленького ребёнка ибн Асима قدس سره, что привело к смерти малыша. Служанка была в крайней растерянности, а Кайс ибн Асим ан - Накри قدس سره сказал ей : << Не бойся, тебе ничего не грозит, я освободил тебя ради Аллаха >> .
3 . Когда дети видели великого праведника Увайса аль - Карани قدس سره, то бросали в него камни. А праведник говорил им : << Если нельзя не бросать в меня камни, то бросайте хотя бы мелкие, чтобы они сильно не поранили мои ноги. Ведь иначе я не смогу молиться стоя >> .
4 . Однажды некий человек шёл за Ахнафом ибн Кайсом قدس سره и порицал его. И когда он дошёл до квартала , в котором проживал Ахнаф ибн Кайс قدس سره, он остановился и сказал: << О молодой человек, если у тебя есть ещё что - нибудь сказать мне, то выскажи всё, а иначе некоторые сумасшедшие этого квартала услышат твою ругань и могут навредить тебе >> .
5 . Рассказывают, что однажды правитель правоверных Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه позвал слугу , но тот не отозвался. Он позвал ещё раз и ещё. Тогда Али رضي الله عنه сам пошёл к слуге и , увидев, что он лежит, спросил: << Разве ты не слышишь меня, о слуга ?>> . Когда слуга ответил утвердительно , повелитель правоверных رضي الله عنه спросил: << Тогда что же заставило тебя не отвечать на мой зов ?>> Слуга на это ответил: << Я был уверен в том , что ты меня не накажешь, и поэтому поленился подойти >> . Тогда Али رضي الله عنه сказал ему: << Ступай , я освобождаю тебя ради Всевышнего Аллаха >> .
6 . Рассказывают, что Маруф аль - Курхи قدس سره остановился у реки Тигр для совершения омовения, отложив Коран и одежду в сторону . В это время туда же подошла некая женщина, которая забрала Коран и одежду Маруфа аль - Курхи قدس سره. Тогда он догнал незнакомку и сказал ей : << О сестра моя, я Маруф, и я ни в чём тебя не виню . Есть ли у тебя сын , который умеет читать Коран ?>> . Она ответила, что нет . Тогда Маруф قدس سره спросил: << А может у тебя есть муж, который читает Коран?>> . И когда она опять ответила отрицательно , он قدس سره сказал ей : << Тогда верни мне Коран, а верхнюю одежду можешь оставить себе >> .
7 . Однажды в дом Шейха Абу Абдуррахмана ас - Сальми قدس سره ворвались воры и унесли всё, что в нём находилось. Рассказывали , что он говорил своему другу: << Как - то я пошёл на рынок и увидел свой украденный плащ. И я отвернулся , чтобы не смотреть в ту сторону >> .
8 . Как - то Малика ибн Динара قدس سره обозвала его жена: << О совершающий благие деяния напоказ !>> . Он сказал ей: << О женщина, ты нашла мне самое подходящее прозвище, которого не знали горожане Басры >> .
9 . У Яхьйи ибн Зияда аль - Хариса قدس سره был слуга с дурным нравом . И когда Яхьйю قدس سره спросили : << Почему ты держишь такого плохого раба?>> , — он ответил: << Я стараюсь проявлять терпение по отношению к его дурному нраву , и это учит меня быть кротким >> .
10 . Рассказывают, что как - то раз Ибрахим ибн Адхам قدس سره вышел в пустыню и встретил там воина , который спросил: << Где здесь поселение?>> . Ибрахим قدس سره указал на кладбище. Воин подумал, что тот издевается над ним, и больно ударил Ибрахима قدس سره по голове, нанеся при этом ему рану . Когда же Ибрахим قدس سره ушёл, то воину рассказали , что этот человек — известный в Хорасане аскет Ибрахим ибн Адхам قدس سره . И тогда воин пришёл к нему с извинениями . Ибрахим قدس سره же в ответ сказал ему: << Когда ты ударил меня, я просил Всевышнего одарить тебя Раем >> . Воин спросил о причине такой просьбы, и Ибрахим قدس سره ответил: << Я понял, что за нанесённый тобой удар я получу благое воздаяние отГоспода. И мне не хотелось, чтобы ты из-за меня получал зло , когда я получу от тебя благо >< .
11 . Рассказывают, что некий человек пригласил в гости шейха Абу Усмана аль - Хири قدس سره. И когда праведник подошёл к воротам дома , в которой его пригласили, то от хозяина он услышал: << О шейх, сейчас неподходящее время для того, чтобы ты заходил . И , вообще, я пожалел о том , что пригласил тебя сегодня, поэтому уходи >> . Абу Усман قدس سره отправился обратно. И когда шейх уже доходил до ворот своего дома , то услышал в свой адрес слова идущего за ним того самого человека, который отказал праведнику в гостеприимстве: << О шейх, очень сожалею о сказанном >> , — и стал просить прощения. Тогда праведник сказал, что придёт к нему вновь. Второй раз шейх пришёл к этому человеку и снова услышал у ворот дома пригласившего те же слова ,что и в первый раз. Точно так же этот человек поступил с праведником и в третий, и в четвёртый раз, а Абу Усман аль - Хири قدس سره покорно уходил и приходил вновь. И только после очередного отказа этот человек признался: << О шейх, я хотел тебя испытать >> , а затем стал просить прощения, восхваляя Абу Усмана аль - Хири قدس سره. Тогда шейх сказал: << Не хвали меня за качество, которое ты найдёшь даже у собаки . Ведь собака так же приходит и уходит, когда её зовут, а потом выгоняют >> .
12 . Другое предание гласит , что как-то раз Абу Усман قدس سره шёл по дороге во время полуденного зноя. И вдруг с крыши одного из домов на праведника опрокинули полный тазик золы. Сопровождавшие его друзья очень рассердились и начали браниться . Тогда Абу Усман قدس سره сказал: << Не ругайтесь! Разве подобает гневаться из-за того, что осыпали золой того, кто достоин огня >> .
13 . Рассказывают, что однажды один мюрид пришёл в гости к Джафару ибн Ханзалат قدس سره. Хозяин дома старался оказать гостеприимство мюриду, а он при этом говорил: << Был бы ты хорошим человеком, если бы не был иудеем ³² >> . ( ³² Вероятно мюрид полагал , что он иудей , а Джафар , да смилуется над ним Аллах, из-за своей скромности не раскрыл для него истину своего вероисповедания .) Джафар قدس سره на это ответил так : << Маё вероисповедание не принесёт ущерб услужению тебе. Лучше проси для себя у Всевышнего исцеления ³³ , ( ³³ Вероятно он был болен. ) а для меня — наставления на истинный путь >> .
14 . Рассказывают, что к портному Абдуллаху Хаяту قدس سره часто обращался один из огнепоклонников . Абдуллах قدس سره шил ему одежду , а тот постоянно расплачивался с ним фальшивыми дирхемами. Однажды из-за занятости Абдуллах قدس سره не смог пойти в лавку , когда в очередной раз пришёл тот огнепоклонник с фальшивыми дирхемами . Ученик Абдуллаха قدس سره отказался брать эти деньги, и тогда огнепоклоннику пришлось расплатиться настоящими дирхемами. По возвращений Абдуллах قدس سره спросил у своего ученика : << Где рубашка огнепоклонника ?>> . Ученик рассказал ему о произошедшем . Тогда Абдуллах قدس سره сказал: << Как же плохо ты поступил! Этот человек долгое время расплачивался со мной фальшивыми дирхемами, а я же проявил терпение, выбрасывая эти монеты в колодец , чтобы ими не могли обмануть других >> .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев