Борисовский, рассказывая о нижегородской эрзи
, замечал, что «старожилы не запомнят ни одного случая воровства, и вообще какого бы то ни было преступления; нет также и пьянства». «У эрзян честность в исполнении своего слова замечательная…», – читаем в «Нижегородском сборнике» за 1869 г., издававшемся Нижегородским статистическим комитетом под редакцией секретаря комитета известного публициста А.С. Гациского.
Весьма строги были у эрзи* нравственные соционормативные традиции. «Понятия о чести у эрзян самые твердые и безукоризненные, – утверждал Н. Прозин. – Эрзянские селения и до селе еще …отличаются чистотою своих нравов."
Понравилась запись? Подпишитесь, если еще не подписаны.
⚪Мы в Вконтакте https://vk.com/publicmastor 🟠Мы в Одноклассниках https://ok.ru/group/58659063201798 🔵Мы в Телеграмме https://t.me/+Y57kn48PSAQyZDFi 🟡Мы в Мой мир https://my.mail.ru/community/erzanmastor/?ref= #Эрзя #Эрзяне #Мордовия #культура #история #финноугры #народ #этнос
https://m.vk.com/video/playlist/-208525507_2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 104
Так получилось, что сменила несколько место жительств, переезжали родители и кроме совместных переездов, были отдельные мои.
Возникали новые знакомства, дружба, отношения. И Вдруг! потом выяснялось, что мы, обе стороны, так сказать, ЭРЗЯ.
Многие даже об этом не догадывались, но вспоминали, что бабушки, дедушки что-то говорили о мордовской национальности...
Моя мама с Оренбургской области, папа с Башкирии, и я получилась чистокровная эрзя, чем и горжусь.
Всегда говорю:Истинная дочь своего народа!
Порядочность и Сильный Дух у ЭРЗЯ!
О вас ведь в росискои истории ничего нет вообще
Те кто себя кличит мордвой не уважает ни свой народ, ни своих предков, ни свой традиции и культуру, они необразованны в этом отношении, их знания базируются на знаниях которые им дали русские, а именно что мордва это единый народ и тд.
Удивительно но в русской истории причём история России как раз для русских пишется, есть упоминание о наших народах и то с оскорблением мордва, в первом случае вхождение мокшан под названием мордва в русские княжества, второй случай упоминание Пургасовой Руси в которой правил Инязор (Князь) Пургаза эрзянский.
Он демонстрирует явное неуважение к своему языку, но скорее всего так он привык, так как в советское время не разделили на эрзю и мокшу а писали только мордва, и вот он не хочет развиваться в данном направлении ему удобно называть свой язык мордовским, а то вдруг быдло не поймёт что такое эрзянский язык!
Мы "разлиты"своими племенами (народами, как хотите, читайте) повсюду.
Самарская область, Оренбургская область, Нижегородская область, если верить источникам, являются основными 'залежами"эрзя.
Ещё древний летописец Геродот писал об эрзя.
Жители Ирана в древности называли эрзя -арджяне.
Ссылку скинуть не смогу, не сохранилось.
Поищите в интернете.
Может поэтому однажды пройдя по улицам Нижнего Новгорода, меня так тянет туда...
Но родилась я в маленькой деревеньке которая носит фамилию моего прадеда, основавшего её. Вернее, он со своей семьёй в 1921 году переселился в нескольких верстах (в 6 км.) от своей деревни на новое место.
Нашел родник и поставил первый дом. Луга и леса были удачным местом для жизни.
Родник жив и сейчас.
Деревня малюсенькая, но жива.
Эрзя составляли большую часть.
Язык был смешанный, было много адаптированных русских слов.
Родители с нами, с детьми, разговаривали только на русском. Между собой в основном на эрзя.
Рядом было большое село,в основном жили эрзя и чуваши.
Но доминировали эрзя, что даже чуваши хорошо говорили на языке эрзя.
Только слово "эрзя" не было на слуху, привычно все назвали друг друга мордвой.
Помню у меня раньше в паспорте было написано - мордовка.
По одной из версий, при переписи населения в 1917 ...ЕщёПо одной из версий, Нижегородская область расположена на древнем поселении эрзя.
Может поэтому однажды пройдя по улицам Нижнего Новгорода, меня так тянет туда...
Но родилась я в маленькой деревеньке которая носит фамилию моего прадеда, основавшего её. Вернее, он со своей семьёй в 1921 году переселился в нескольких верстах (в 6 км.) от своей деревни на новое место.
Нашел родник и поставил первый дом. Луга и леса были удачным местом для жизни.
Родник жив и сейчас.
Деревня малюсенькая, но жива.
Эрзя составляли большую часть.
Язык был смешанный, было много адаптированных русских слов.
Родители с нами, с детьми, разговаривали только на русском. Между собой в основном на эрзя.
Рядом было большое село,в основном жили эрзя и чуваши.
Но доминировали эрзя, что даже чуваши хорошо говорили на языке эрзя.
Только слово "эрзя" не было на слуху, привычно все назвали друг друга мордвой.
Помню у меня раньше в паспорте было написано - мордовка.
По одной из версий, при переписи населения в 1917 году большевики упростили себе задачу и обобщили малые народы одним словом- мордва.
Мама моя родом из Оренбургской области Вот там я с детства слышала хороший эрзянский язык!
Для меня и сейчас их слова -тайна
Конечно, многое понимаю, но когда начинаю говорить, вижу море улыбок.
Повторю :Горжусь, что эрзя!
Нижни Новгород ,да красивеишие места я там учился ,служил. Народ там реально другои какои то ,мне показалось более закрытыи в своем мире живет. На учениях часто заходили в деревни
0
Это не удивительно, генофонд эрзи н
...ЕщёЧушь вам впаривали в советские времена. Я ссылаюсь на исследования РАН РФ: "Генетический ландшафт эрзян, напротив, поражает обширнейшим ареалом генетически близких популяций. Этот ареал уже хорошо узнаваем - это все тот же хорошо знакомый нам генетический ландшафт «северных славян». При этом ярко-зеленые области генетически близких значений включают в себя не только ареал белорусов, но и Польшу, и запад Германии, и Словакию, оставляя Украине и левобережью Волги область умеренно близких частот, окрашенных желтыми тонами. Обратим особое внимание, что в отличие от мокшан, генофонд эрзян генетически далек от крымских татар" - Балановский О. П . Так же стоит, обратить внимание на "желтизну" (удаленное генетическое сходство) с территорией настоящего проживания мокшан - западной части Мордовии и Пензенской области, и оранжево-красную (низкая, или отсутствие родства) область "финно-угорского" мира.0
Это не удивительно, генофонд эрзи на 70-80% состоит из гаплогрупп "европейской" ветви – (Rа1 маркер Z280, и N, I германо-балтского происхождения). Выше писалось, что маркер (Z280) является преобладающим у поляков. В специальной литературе его называют основным (материнским), от которого в следствии мутаций произошли другие (Z283, Z285), часто встречаемые у русских. Представители эрзянского национального движения, в отличие от мордвы, никогда не сомневались в европейском происхождении эрзянского народа. Это подтверждается молекулярно-генетическим анализом ДНК Эрзи.
Ввиду большого различия эрзи и мокши, в книге "Генофонд Европы" автор рассматривает их генофонды отдельно, поскольку для них характерны разные геногеографические ландшафты. Генетический ландшафт мокши указывает на яркое своеобразие их генофонда — область генетически близких значений охватывает лишь небольшой ареал, западную часть Мордовии и Пензенской области, основную территорию проживания мокши. Далее, "хвостом генетического родства" через популяций среднего течения Волги, строго ограничиваясь ее правобережьем, уходит в северное Причерноморье и Крым.
0
И вот здесь обратимся к исследованиям генома крымских татар Агджоян Анастасии Торосовны, научного сотрудника лаборатории геномной географии ИОГен РАН. Собранные ею данные, по разным составляющим генетического разнообразия крымских татар - гаплогрупп Y - хромосомы, легли в основу комплексной карты генетических расстояний, показывающей положение генофонда крымских татар среди окружающих генофондов. К на
...ЕщёВвиду большого различия эрзи и мокши, в книге "Генофонд Европы" автор рассматривает их генофонды отдельно, поскольку для них характерны разные геногеографические ландшафты. Генетический ландшафт мокши указывает на яркое своеобразие их генофонда — область генетически близких значений охватывает лишь небольшой ареал, западную часть Мордовии и Пензенской области, основную территорию проживания мокши. Далее, "хвостом генетического родства" через популяций среднего течения Волги, строго ограничиваясь ее правобережьем, уходит в северное Причерноморье и Крым.
0
И вот здесь обратимся к исследованиям генома крымских татар Агджоян Анастасии Торосовны, научного сотрудника лаборатории геномной географии ИОГен РАН. Собранные ею данные, по разным составляющим генетического разнообразия крымских татар - гаплогрупп Y - хромосомы, легли в основу комплексной карты генетических расстояний, показывающей положение генофонда крымских татар среди окружающих генофондов. К нашему удивлению, генетически наиболее близка (зеленые тона) к крымским татарам оказывается популяции мокши (d=0,1). Генетически мокша даже ближе чем народы предкавказья и Турции (d= 0,2).