Прошло уже много лет, а мои друзья, коллеги, да и просто люди, понимающие за флот, ничего не знают об этом. Пытался хоть что-нибудь найти в Интернете- и тоже ничего не нашел.
Были у меня фотографии, на которых видны были последствия аварии, их сделал профессионал- фото- кор газеты На вахте по фамилии кажется Кошкин, который по заданию редакции был в этом рейсе. Правда в 1983 году они пропали, но это уже совсем другая история.
Из всех участников тех событий, которые хоть что- то могли помнить об этой истории, остался я один. Наверное потому, что был самым молодым в экипаже.
В 1974 году я был назначен рулевым на т/х Михаил Калинин, в вахту 1 штурмана.
Капитаном теплохода был Личман Михаил Семёнович.
Механиком- Кутергин Виталий Константинович.
1 штурманом- Дмитриев Валерий Петрович.
2 штурманом- Лосик Михаил Николаевич.
3 штурманом- Коробченко Юрий Николаевич.
Рулевой 1 штурмана- я, Семчишин Валерий.
Рулевой 2 штурмана- Личман Борис.
Первый рейс в эту навигацию был Новосибирск- Омск, с туристами, а в 1973 году теплоход работал с пассажирами, на линии Новосибирск- Сургут. Этот рейс был уже вторым, мы возвращались из Салехарда.
30 июня, в 4 часа утра, мы с Валерием Петровичем заступили на вахту. Ярко светило солнце, белые ночи ночи были в самом разгаре. Прошли Нарым и вот уже на входе в Каленакский яр уаидели, что яр завален туманом.
Петрович сразу же включил локатор ( у нас был Донец ) и сбавили ход. И тут мы услышали по Каме, что сверху Каленакским яром идёт т/х ОТ- 2010 с составом. Петрович договорился с ним о расхождении левым бортом.
Уткнувшись в тубус локатора, Валерий Петрович был спокоен, я тоже спокойно выполнял его команды. Прошло какое то время, туман постепенно стал рассеиваться, проглядывали очертания берега, деревни Каленак ( вернее то, что от нёё к тому времени осталось ).
И вдруг прямо по курсу мы увидели выплывающие из тумана баржи состава ОТ- 2010, расстояние между нами было, наверное, метров 50-60. Тогда я ещё подумал повернуть вправо, ведь Петрович договорился о расхождении левым бортом. Но Петрович скомандовал: лево на борт и я выполнил его команду. У нас получилось убрать нос судна, но при перекладке руля на правый борт убрать корму мы не успели. И баржи состава ОТ-2010 врезались нам в правый борт, в районе носового пассажирского прохода.
На часах было 6 часов 5 минут. Прибежал капитан, в одном кителе и в фуражке. По Каме поднялся страшный гвалт, оказалось, что в этом районе находится много судов, и всем сразу захотелось узнать, что же случилось. Но в этом гвалте прозвучал чей-то голос, он настойчиво рекомендовал: не вытаскивать баржи из пробоины, а выталкивать Калинина на пески.
Именно так и сделал капитан т/х ОТ-2010 Черепанов, взявший управление составом на себя у 1 помощника Никулина. Он вытолкал Михаила Калинина на противоположные Каленакскому яру пески. И только после того, как корпус Калинина лёг на пески, Черепанов отработал назад и вытащил баржи из пробоины. Нос Калинина сразу ушёл под воду, во всяком случае, по полубаку гуляла вода.
Вот сейчас можно представить, что если бы Валерий Петрович, уходя от неминуемого столкновения, отдал команду Право на борт, что было бы логично, исходя из того, что договаривались-то о расхождении левым бортом, то удар пришёлся бы в левый борт, то есть выталкивание на пески стало бы практически не возможно, при вытаскивании барж из пробоины теплоход неизбежно бы затонул, потому что на судне были затоплены половина отсеков ( носовой пассажирский трюм и грузовой трюм ) , а в Каленакском яру глубины достигают 20-25 метров.
Когда Калинин был вытолкан на песни, Петрович сказал мне спуститься вниз, посмотреть, что можно сделать с пробоиной. Слетев вниз я увидел затопленные носовой и грузовой трюмы, понял, что в рукопашную сделать ничего нельзя и стал вместе с матросами, мотористами и даже проводницами, вплавь, вытаскивать из кают носового трюма ценный инвентарь: матрасы, одеяла, подушки и прочие вещи. Все туристы собрались на прогулочной палубе и с большим интересом наблюдали за всем происходящим.
Во время столкновения я, находясь в рубке, слышал только страшный скрежет, но спустившись вниз я увидел впечатляющую картину разрушений: удар пришёлся в окно служебной каюты, где в это время отдыхал практикант из НИИВТа Саня Рынкевич ( он не пострадал, его только осыпало осколками стекла ) . Далее срезало двери носового прохода, вместе с палубой. От кассы осталась только входная дверь, всё находившееся в ней, включая сейф, ушло в воду. Затем разрушило помещение грузового лифта, в грузовом трюме. Сам лифт переместился в каюту старпома, разрушив её полностью, и остановился в полуметре от дивана, на котором в этот момент спала мать Петровича. В корпусе судна образовалась пробоина длиной 12 метров и высотой от днища до 2 палубы.
Повезло ещё, что осталась целой переборка машинного отделения. Баржи, разрушив переборку носового и грузового трюмов остановились в 1 метре от машинного отделения.
Так или иначе, теплоход уже находился в относительной безопасности, можно было начинать работы по подъёму судна. Пароходство предоставило всё необходимое для этого: 2 буксирных, колёсных парохода, 2 или 3 порожние баржи, привезли тросы, диаметром 28 или 32 мм, для изготовления подкильных концов.
Первым делом пересадили туристов на пароход Омск. Затем пароходы поставили с обоих бортов порожние баржи, силами команды сплели и провели под днищем подкильные тросы. Пароходы своими мощными насосами закачали в баржи воду, притопили их, а после закрепления тросов на кнехтах, откачали воду из барж. В итоге работы большого коллектива людей, включая команды нашего теплохода и пароходов, а так же специалистов, которых прислали из пароходства и РЭБ, через двое суток- судно подняли.
Откачали воду, поставили временные листы металла на пробоину и отбуксировали судно в Самуськи и подняли на слип.
Работали, что называется, от зари до зари: мыли, чистили, грунтовали, красили, лакировали, пока сварщики и котельщики восстанавливали днище, борт, палубы и надстройки.
Вся команда, кроме капитана и механика, жили в гостинице. Питались в заводской столовой, кормили очень вкусно и дёшево. Отдыхали на озере Круглом. На нём вообще в то время отдыхала половина посёлка, потому что озеро было очень красивым. В таком ритме мы отработали около месяца.
25 июля Калинин своим ходом пришёл в Новосибирск День ВМФ мы встречали на зелёной стоянке в Кудряшах, вместе с командой т/х Мария Ульянова. 29 июля у меня родилась дочь. А 2 августа наш теплоход ушёл в рейс Новосибирск- Тобольск.
Валерия Петровича сняли с должности и
до конца навигации он работал на СТ- 218. В следующем году его забрали в Армию на 1 год. В навигацию 1976 года мы опять работали вместе на т/х ОТ- 2032: Петрович был старпомом, а я- рулевым- мотористом. А уже в 1983 году мы снова работали вместе на т/х ОТ-2134, Петрович- капитаном, а я- дублёром.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев