Виды не всегда радостные, не всегда оптимистичные, очень часто эти виды грустные и печальные, иногда — возмутительные. Ездим мы всегда вдвоем с женой. Одному путешествовать как-то немо, не с кем словом поделиться, не перед кем восторгаться, да и ругаться одному в никуда как-то глупо.
Начинали мы свои путешествия пешком и на велосипедах. Доезжали до Сабуровских кустов (это в одну сторону), до Матюшина куста (это в другую сторону), до Тырчков (это в третью сторону), но дальше отезжать на великах было трудновато. Всегда угнетала мысль: уехать далеко можно, а вот хватит ли сил вернуться? Иногда мы брали с собой нехитрую закуску, чтобы заморить червячка: кусок колбасы, пару помидоров или огурцов и кусок хлеба с солью. Бутылочку с водой — это обязательно. Иногда прихватывали четвертинку со спиртным (сугубо для меня), в подобных путешествиях вещь приятная. Потом, когда перешли на автопутешествия, последняя составляющая отпала сама собой. Да и в закусках нужды не стало. Транспорт позволяет быстро путешествовать и быстро возвращаться.
Так вот о транспорте. На машине мы стали уезжать подальше: до Алаторки (Жемчужное), до Демьяна Бедного, до Моздока и дальше — до Вязовского кладбища, до Луча и даже до Шпикуловки. Дальше мы не заезжаем, неинтересно, чужие места. Посетили мы, наверное, все населенные пункты нашего района: были и в Верхнем Чуеве, и в Моисеево, и в Верхнем, и в Нижнем, и в Среднем Шибряе, и в Лебяжьем, и в обеих Ольшанках (и в старой, и в новой), и в Вольной Вершине, и в Чуево-Подгорном, и в Кузнецовке, и в Чуево-Алабушке, и в Энгуразове, и в Ульяновке, и в Репном, и в Березовке, и уж, конечно, в Ивановке и в ее окрестностях: Моздок, Вязовка, «Жопинка» (пос. Красный), Графский изучены нами тщательно и с большой любовью. Павлодар, Луч, Григорьевка, Татьяновка — везде мы побывали, и не раз.
Что нас прельщает в этих путешествиях? - Ненасытность. Вроде бы всё видел и все знаю, а хочется смотреть и видеть еще и еще! Это как аппетит: если ты и позавтракал, то еще не значит, что в обед тебе не надо есть. Надо! Надо и обедать, и ужинать, и сегодня, и завтра, и т.д.. Именно тогда я понял, что такое «глядеть и не наглядеться». Что-то подобное я вижу в отношении книг: есть книги, которые читаешь и перечитываешь и не начитаешься. Это Пушкин, Лермонтов, Толстой, «Дерсу Узала» Арсеньева, «Том Сойер» М. Твена, книги Паустовского, Шукшина, Можаева и др., все не перечислишь. А вот совсем недавно прочитал всего Акунина (лет 10-15 назад). Я даже попросил сына купить для меня книжки Акунина, и мне купили! А оказалось, что второй раз я его читать не могу и не хочу. В чем дело — не пойму. Со мной такое первый раз произошло. Ну, думал, немного подожду, и охота прочитать ко мне вернется. Не вернулась. Перечитывать Акунина не тянет. Зря книжки заказывал. А вот путешествия по окрестностям мне не надоедают. Постоянно хочется еще и еще раз посмотреть, порадоваться. Особенно мне нравится направление на Ивановку. В последние годы там много чего строится, и мы ездим посмотреть, что и как там сделано. Шутим: контроль! Отмечаем про себя, что сделано хорошо, а что — не очень, что делается споро, а что-то затягивается. Но в одном мы единодушны: если что-то делается, то это уже хорошо! Пусть не так быстро, как намечали, не так качественно, как нам бы хотелось, но делается! И это самое главное.
Часто нас съедает тоска и грусть, когда мы видим умирающие деревни. Проезжаем Сабуровку (ныне — пос.Сабуровский), а там жилых домов осталось штук пять, и те живут сезонно, на зиму умирают. Как можно не переживать, когда проезжаешь по Жопинке (пос. Красный, хотя никто его так не величает) а ведь там две улицы, главная асфальтирована! Правда, за мостом — дорога по улице грунтовая. И на центральной улице жилых домов осталось чуть больше пяти, а за мостом и вовсе один дом. В Вязовке (я так называю пос. Украинцев) пара домов жилых, не больше. Но туда проехать очень трудно, а в непогоду вообще невозможно. Удивительно, как вообще там люди могут жить! Но места царские — приволье! Через всю главную улицу Моздока проходит асфальт, а жилых домов всё менее и менее в каждым годом. На школьном автобусе ездит в Ивановку один мальчик. Почти умер Самолет. Дальняя улица ( в сторону Энгуразова) совсем зарастает кленом и чертополохом, ни одного жилого дома не осталось. А вот на первой улице, которая асфальтирована, жилые дома встречаются, а в сторону Моисеево-Алабушки без никакого асфальта в двух домах проживают крепкие хозяева: скотины и птицы видим много, запасы сена большие ежегодно, дома фасадом выходят в поле на Ульяновку, а задами — огороды к богатому пруду. Вымирает и Средняя Яруга. Хотя один дом даже строится, правда — вместо сгоревшего.
Меня удивляет на старых картах насыщенность населенных пунктов: жить было тесно! От Чуево-Алабушки в сторону Луча и немного в сторону Елатомских Двориков (так назывался ранее Красный Самолет) были такие деревни и хутора: Васильевка, Тырчки (Васильевка 2-ая), Павловка (Васильевка 3-я), Постников хутор, Родничок, Орлянкин, Маяк, Прогресс, Труд, Спирин, Коростелевка, Рогатый пруд, Костомаровка, Андреевка, Дмитриевка и т,д.. А рядом с Ульяновкой в 1920-е годы соседствовали такие поселения: Никитская, Поздняковка, Кожины хутора, Ишейка, Чепчуг (Чепчуга) и др.. Вот почему лугов не хватало. Крестьяне нашего села (из Моисеево-Алабушки) арендовали сенокосные угодья в Синих Кустах ( ныне Жердевский район). Попробуй прокорми такую армию: в одной Алабушке в конце 19 века было лошадей рабочих — 811 голов, с ними жеребят — 340, коров — 412, телят — 438, овец — 3179, ягнят — 2039. Населения тогда в селе было две с половиной тысячи ччеловек. В 1920 году народу в селе будет вдвое больше — пять тысяч. Логично предположить, что и скота будет вдвое. Вот и представьте себе, что надо было прокормить полторы тысячи лошадей, тысячу коров и шесть тысяч овец! В самой деревне и вокруг нее все было чисто выбрито — ни травинки! Все луга и лощины были вычищены. Вот почему нужда подстегивала ехать в Синие кусты! Но это не один раз в гости съездить: надо скосить, сено просушить и только потом уж вывезти. Ездили, я думаю, напрямую: наверное, мимо Репного и через Пустоваловку. На дорогу туда и обратно день уходил. А дорога не простая, везде неудобья: спуски и подъемы. А у лошадей тормозов нет. Тормоза придумывали для телег: одно колесо подвешивали на длинной жерди (шалыга, на шалыгу). И за счет того, что одно колесо не катилось, а тащилось на этой жерди, легче и безопаснее было спускать воз с горы. А как быть на подъеме? А если воз сорвется? Все превозмогали наши деды и ездили с возами далеко и с возвратом. Труженики! Умницы!
Поездки по окрестностям дают большую и разнообразную пищу для размышлений, когда пытаешься представить себе своих предков, условия их жизни, их быт день за днем. «Жизнь — борьба за существование» - это про них. Мы с их трудностями и рядом не стояли! Хотя и у нас есть свои трудности. Куда ж без них? Но нам, наверное, легче.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 29
мои любимые учителя Мария Ивановна и Валерий Иванович
Тогда казалось, так будет всегда и всё так надёжно и нерушимо...
Маленькое путешествие в детство...
Обязательно пишите ещё!