N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина»
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина» и сообщает.
Вопрос о перечислении средств из «бюджета одного гражданина» рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.
По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.
В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.
Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.
Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.
Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.
Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.
Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина
Обзор документа
Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.
Как получать от государства деньги за природные ресурсы
Вносится депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.К.Гартунгом
О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации
Граждане России имеют право на получение доходов от использования природных ресурсов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан России от использования природных ресурсов Российской Федерации (далее — доходы граждан от природных ресурсов или средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов), определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.
Статья 2. Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, регулирование отношений, связанных с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации применяется к отношениям по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов
1. Доходы граждан от природных ресурсов представляют собой совокупность средств, включающую в себя:
определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом доходы, получаемые от взимания рентных платежей за пользование природными ресурсами, которые направляются в государственный внебюджетный Фонд прав граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации (далее — Фонд прав граждан);
доходы, полученные Фондом прав граждан в результате размещения средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в кредитных организациях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
доходы, полученные Фондом прав граждан в результате инвестирования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на основаниях и в порядке, установленных отдельным федеральным законом;
2. Все средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, до момента их выплаты гражданам, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение доходов от природных ресурсов (далее — получатели средств), принадлежат Российской Федерации.
С момента зачисления средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на индивидуальные лицевые счета граждан, имеющих право на получение средств, составляющих доходы от использования природных ресурсов (далее — индивидуальные лицевые счета), получатели приобретают к Российской Федерации (в лице Фонда прав граждан) соответствующие права требования на условиях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут быть предметом обеспечения обязательств участников отношений, связанных с их формированием и использованием, и на них не может быть обращено взыскание по обязательствам этих участников.
Статья 4. Участники отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Участниками отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, являются
специальные субъекты отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов (далее — специальные субъекты) — Фонд прав граждан, специализированный депозитарий, кредитные организации, иные органы и организации, вовлеченные в соответствии с законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в процесс формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.
Глава 2. Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Статья 5. Органы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов (далее — уполномоченный федеральный орган), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — также иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Статья 6. Уполномоченный федеральный орган
1. Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет свою деятельность на основании утверждаемого Правительством Российской Федерации положения.
3. Уполномоченный федеральный орган выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за соблюдением специальными субъектами законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
2) принимает в пределах своей компетенции обязательные к исполнению гражданами Российской Федерации и специальными субъектами нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3) проводит конкурс по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Фондом прав граждан договора об оказании услуг специализированного депозитария;
4) направляет специальным субъектам запросы о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
5) организует проведение проверок специальных субъектов и осуществляемой ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на предмет ее соответствия требованиям законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
6) выдает специальным субъектам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
В случае если необходимость выдачи указанных предписаний связана с вмешательством в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный федеральный орган направляет обращение о выдаче предписаний в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который в свою очередь обязан безотлагательно согласно указанному обращению направить соответствующее предписание специальному субъекту.
7) рассматривает отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее;
8) публикует в общероссийских средствах массовой информации ежегодную отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее в составе и объеме, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов участников отношений в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
10) предпринимает иные действия, предусмотренные законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3. Нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа не могут противоречить нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и ранее принятым нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять регулирование и контроль профессиональной деятельности специальных субъектов.
Статья 7. Аудит специальных субъектов
1. Ведение Фондом прав граждан общего бухгалтерского (финансового) учета, персонифицированного учета распределения и выплаты средств, составляющих доходы граждан от природный ресурсов, по каждому получателю (далее — персонифицированный учет), а также бухгалтерская (финансовая) отчетность Фонда прав граждан подлежат ежегодной проверке Счетной палатой Российской Федерации.
2. Ведение бухгалтерского (финансового) учета иными специальными субъектами и их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат ежегодному аудиту в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями настоящей статьи не освобождает специальных субъектов от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для проверок, проводимых иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Общественный контроль за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Статья 8. Орган общественного контроля за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
1. Общественный контроль за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется создаваемым при Президенте Российской Федерации Попечительским советом по вопросам реализации прав граждан на доходы от природных ресурсов (далее — Попечительский совет).
2. Попечительский совет формируется и действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.
3. В состав Попечительского совета не могут входить лица, замещающие государственные должности государственной службы.
4. Члены Попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
5. Попечительский совет имеет право:
1) в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете, запрашивать и получать от уполномоченного федерального органа, специальных субъектов любую информацию о деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
2) заслушивать доклады уполномоченного федерального органа;
3) обращаться в уполномоченный федеральный орган с предложениями о совершенствовании деятельности в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок деятельности специальных субъектов, принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
Глава 4. Фонд прав граждан
Статья 9. Фонд прав граждан
1. Фонд прав граждан осуществляет управление средствами, составляющими доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в интересах получателей средств.
2. Фонд прав граждан осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
3. Бюджет Фонда прав граждан и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
4. Формирование и использование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется через счет Фонда прав граждан, открытый в Центральном банке Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности Фонда прав граждан
Фонд прав граждан обязан:
1) использовать средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в целях, порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом;
2) заключать в ходе использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, предусмотренные настоящим Федеральным законом договоры только со специальными субъектами, отвечающими требованиям, установленным законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3) обеспечивать эффективное функционирование системы формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
При этом Фонд прав граждан вправе представлять компетентным органам государственной власти обязательные к рассмотрению предложения по совершенствованию законодательства и организационных мер, обеспечивающих наиболее полное формирование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, а также заявления о выявленных нарушениях, касающихся формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
4) обеспечивать осуществление контроля за выполнением иными специальными субъектами их обязанностей, предусмотренных законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также договорами, заключенными с Фондом прав граждан;
5) незамедлительно принимать все необходимые меры для обеспечения защиты предусмотренных настоящим Федеральным законом интересов получателей средств, в том числе обращаться за защитой нарушенных прав и законных интересов Фонда прав граждан в суд;
6) оплачивать предусмотренные в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые расходы, связанные с осуществлением деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
7) вести общий бухгалтерский (финансовый) учет и персонифицированный учет, составлять соответствующую бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность;
8) открывать и вести индивидуальные лицевые счета, зачислять на них причитающиеся получателям в соответствии с настоящим Федеральным законом средства, составляющие доходы от природных ресурсов;
9) передавать специализированному депозитарию в порядке и объемах, установленных уполномоченным федеральным органом, копии документов, связанных с деятельностью по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
10) представлять в уполномоченный федеральный орган ежеквартальные и ежегодные отчеты о своей деятельности в объеме и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом;
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1