Село Ольховское основано в конце XVII века. Тогда это была деревня Войнова. Около 1680 года село получило современное название по речке Ольховка, притоку реки Ичкино.
Каменная церковь во имя Рождества Христова была основана в 1822 году и строилась 11 лет на средства прихожан. Она была обнесена каменной оградой и отличалась изяществом и красотой росписи. Штатное училище открыто в 1843 году, помещалось в каменном доме, который построил крестьянин из села Дрянново И.И. Воложанин. Архивные документы сохранили имена талантливых в учении крестьянских мальчиков Михаила Слободчикова и Ивана Орлова. С 1858 года и в течение 36 лет должность учителя и законоучителя занимал образованный педагог и священник Иван Иванович Мизеров.
Главным занятием населения села и прилегающих деревень Коптеловой, Титовой, Тарасовой, Клюкиной, Епанчинцевой, Рябининой, Слободчиковой было земледелие. Но более половины населения занимались и кустарным промыслом. Крестьяне изготовляли веретёна, решета, лопаты, колёса, столы и стулья, деревянную посуду, сани, телеги.
Ольховская волость, в которую входили также Сапожникова, Воденикова и все деревни по реке Ичкино, составили целый пимокатныи район Ежегодно на ярмарки и перекупщикам пимокаты поставляли по 400 тысяч пар валенок. О том, как выглядела валяная обувь, можно прочесть в очерках А.Н. Зырянова за 1867 год: «Обувь эта бывает троякой: унты — род больших крестьянских сапогов или бахил с длинными голяшками, предназначенные для мужчин; пимы — род полусапожков с короткими голяшками для женщин; чулки — подобие обыкновенных чулок, длинные в голяшке, носимые под сапогами или унтами или обшитые кожею с яловыми подошвами». Кроме того, Ольховские пимокаты из худшей шерсти выделывали кошму и войлок. Местной шерсти не хватало, поэтому её покупали в Челябинском, Троицком уездах и даже в Семипалатинске. Семена так называемой «дикой крапивы» завезены из Средней Азии.
Ольховский промышленник Визгин построил в южной части Ольховки огромный пимокатныи комплекс. Часть зданий сохранилась до наших дней. А в 1915 году совсем неожиданно Визгин продал своё доходное хозяйство и уехал неизвестно куда. Загадочный случай. Как утверждают старожилы, в советское время Визгин был директором сапоговаляльной фабрики в Семипалатинске.
В волости был развит мукомольный промысел. На реке Ичкинке было 11 водяных мельниц, в округе постоянно работали 15 ветряных мельниц. В каждом хозяйстве были жернова. Работали свои кузнецы. По окраинам Ольховки, Коптеловой, Клюкиной круглый год раздавался звон металла из 10 кузниц.
Ольховцев, ремесленников — знатных пимокатов, почитала вся Сибирь. http://wikimapia.org/10394187/ru/Ольховка Ольховское село
Ольховское село (3 благочиние) Шадринский уезд находится в 210 в. от Екатеринбурга и в 30 верстах от Шадринска. Весь приход расположен по притоку Исети, речке Ичкино, при впадении в него речки Ольховки. Местность кругом ровная, благоприятная для здоровья; почва черноземная, а по местам песчаная. Приход села образовался, можно думать, около 1680 годов, одновременно с соседними приходами: Канашевским, Маслянским и Буткинским. Свое название он получил от речки Ольховки, протекающей «по наволоку», на котором прежде росло много ольхи. Первыми поселенцами здесь были выходцы из внутренних губерний России, по большей части, люди господские, бежавшие от своих господ, а также безземельные дворяне, каковы например: Скибины, Бурдуковы и др., все чисто русскаго происхождения. В настоящее время в состав прихода, кроме села, входит 7 деревень: Слободчикова – в ½ в., Коптелова – 1 в., Титова, Тарасова и Клюкина – 5 в., Епанчинцева – 6 в. и Рябинина – 7 в. Прихожан числится 2678 д. м. п. и 2799 ж. п. Все прихожане государственные крестьяне, православные. В прежнее время чистота веры прихожан села Ольховскаго неоднократно подвергалась опасности. Так, в 1868 году сюда явился из Баранчинскаго завода будто бы для приискания заработка крестьянин Василий Михаилов Попов, последователь известнаго Ильина, и стал распространять свое еретическое учение. Он имел при селе все еретическия книги Ильина и символическия картины. Но стараниями священника Иоанна Мизерова Попов был обращен на путь истины, он отказался от своих заблуждений, а также отдал и книги в полное распоряжение о. Иоанна Мизерова. Около этого же времени из села Ольховское – озеро стало проникать с особенною настойчивостию распространявшееся там, во время отсутствия у единоверцев пастыря, лжеучение о наступлении царства антихриста. Но при помощи Божией стараниями местных пастырей семена, посеянныя – было расколоучителями, были вырваны с корнем. Главным занятием прихожан служит земледелие, а некоторые из них занимаются еще пимокатством и приготовлением телег и саней. До построения настоящей церкви в. с. Ольховском было 3 деревянных, каждая во имя Рождества Христова: первая в начале XVIII столетия сгорела, а вторая обветшала. Третья церковь была заложена в 1753 году, а окончена постройкою в 1759 году. В 1786 году к главному храму был пристроен придельный в честь ап. Петра и Павла. Нынешняя церковь каменная, одноэтажная. Она начата была постройкою в 1822 году и строилась 11 лет. В 1829 году был освящен придельный храм во имя ап. Петра и Павла; в 1840 г. был освящен и летний храм в честь Рождества Христова. В 1846 г. церковь обнесена каменною оградой. В 1861 году зимний придел был расширен по плану, утвержденному Пермским Строительным Комитетом. В 1885 и 1886 г. г. храм летний был украшен стенною живописью. В 1891 г. был заложен левый придел в честь Воздвижения Честнаго Креста, на постройку взято было 1000 р. из церковных сумм и 1642 р. 94 к. из средств Попечительства; освящение было совершено 23 Ноября 1893 г. В приходе существуют три часовни: в поле в 1 ½ в. от села, в д.д. Титовой и Коптеловой. Из школ имеются: в селе и дер. Клюкиной земския и д. Титовой – церковно-приходская.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7
Я из Топорищево, с бабушкой через поле и по дороге, ходили в Ольховку! Сейчас в Ольховке живут родственники! И еще врезалось в память , как разбирали Храм в Топорищево , дома строили- кирпича нет, вот и дали людям Храм на разграбление, для кладки печей!
Женщины под подолами юбок прятали и растаскивали Иконы по домам- СПАСАЛИ!
Сейчас от Топорищево, два дома( один, где мы с братом родились) и красная каменная завозня, выше домов! Назначение не знаю! А еще Коткова-деревня пимокатов! Там осталось человек 9-10! И КРАСОТА КРУГОМ!
Храни ВАС БОГ- ВСЕХ и КАЖДОГО!
Спасибо!