Архитектурные традиции целой эпохи под фамилией “Эберг”
Если идти по центральным улицам Ростова, то на каждой из них обязательно встретится один или даже несколько домов, возведенных по проектам двух архитекторов, двух выдающихся личностей Эбергов – отца и сына.
Леонид Федорович Эберг (1882—1954) и его сын Лев Леонидович Эберг (1907—1982) спроектировали и построили в Ростове-на-Дону на двоих без малого 200 зданий и сооружений разного назначения. Оба Эберга родились в начале августа, что дарит нам прекрасную возможность вспомнить великих ростовцев и прогуляться по городу, чтобы полюбоваться их творениями.
Леонид Федорович Эберг родился в Московской губернии. По семейному преданию, скандинавские корни его фамилии берут начало от пленных шведов, разбитых Петром Первым под Полтавой. В 1911 году Леонид окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году он получает приглашение в Ростов-на-Дону на должность заведующего постройками при городской управе. Приехав в Ростов, молодой зодчий остался в нем навсегда, подарив городу свой талант, свою любовь и свое сердце.
Благодаря счастливому случаю, здесь он встретился с известным ростовским банкиром А. М. Штромом, который как раз искал архитектора для строительства доходного дома. Первый ростовский заказчик стал покровителем зодчего. Его первый дом – доходный дом банкира А.М. Штрома на Большой Садовой. Украшение улицы и города, и в 1913, когда был построен, и сейчас.
Монументальные многоэтажные доходные дома в стиле модерн, расположенные на главных улицах и проспектах города, проявили творческую манеру зодчего, сформировали «эберговский» тип доходного дома, доминирующего в городской застройке. Их отличали: укрупненный масштаб; активная пластика фасадов с многоярусными эркерами, глубокие арочные ниши, ряды балконов, ренессансные формы и декоративные мотивы.
Одновременно с купеческими дворцами, Леонид Эберг строит совершенно другие по настроению особняки в итальянском и греческом стиле. Среди них - особняки Павла Крамера в стиле итальянского Возрождения (нынешнее Ростовское общественное собрание), Н.Е. Парамонова в греческом стиле.
Из выдающихся зданий архитектора стоит выделить доходные дома на пр. Таганрогском (ныне пр. Буденновском) - для торгового дома братьев Дутиковых и владельца кондитерской фабрики В. К. Чирикова. Эти здания и поныне являются украшением нашего города.
В течение трех лет почти одновременно были построены доходные дома купцов М. Ф. Яндоловского на ул. Темерницкой, жены строительного подрядчика М. В. Перкун на ул. Пушкинской, владелицы магазина музыкальных инструментов Т. К. Гершкович, братьев Николенко на ул. Большой Садовой, М. И. Мессароша на пр. Малом (ныне ул. Чехова).
Великолепный семиэтажный доходный дом Рецкера-Хосудовского в стиле «модерн», стоявший с 1917 года по 1943 на углу Таганрогского и Донской, до начала Великой Отечественной войны он был самым высоким зданием в городе. Не просто самым высоким, - визитной карточкой Ростова. Здание Эберга встречало въезжающих в город полным достоинства купеческим поклоном. Этой громадине трудно было уцелеть во время войны вблизи переправы, постоянно подвергавшейся налетам фашистской авиации.
Вновь засиял Эберг на ростовском архитектурном небосклоне уже в 1925 году. Советская власть нуждалась в строителях новых зданий, и ей приходилось обращаться к специалистам старой формации, ибо своих она еще не воспитала.
Архитектору удается синтезировать неоклассику с новыми тенденциями в формообразовании. Л. Ф. Эберг возводит здания разного назначения в популярном в годы первых пятилеток стиле «конструктивизм». Среди них: квартал и поселок трамвайщиков, несколько трамвайных подстанций и ремизов (1925-1931г.), жилые дома для рабочих трамвайного депо в Ленгородке (1932г.), Дворец Труда в Ленгородке (1928г.), ряд жилых домов (1927-1938), среди которых дом ЖСКТ «Новый быт» (1-й корпус 1929г.) на Среднем пр. (ныне пр. Соколова), дом для сотрудников Госбанка (1929 г.) на углу ул. Садовой и пр.
Кировского, дом кооператива «Задруга» (1928 г.) на ул. Книжной (ныне ул. Серафимовича), который Л. Ф. Эберг, на совместные ср быедства, с другими пайщиками, построил для себя. А также много других строений.
В конце 1940-х - начале 1950-х годов он занимался восстановлением, в основном, дореволюционных построек.
Леонид Федорович Эберг умер 24 октября 1954 года. Похоронен на Братском кладбище в четвертом квартале недалеко от Вознесенской церкви.
С конца 20-х, многие годы отец и сын Эберги работали рядом, плечом к плечу, каждый в своей манере, каждый делал свое дело. В разное время в разных стилях, каждый отвечая своему времени и требованиям, упорно работали, создавая проекты новых и новых домов.
Сын - Лев Леонидович (1907–1982) оставил заметный след в облике послевоенного Ростова. Молодого талантливого специалиста наперебой приглашали в Москву многие архитектурные мастерские. Однако он, как и отец, остался верен Ростову. Он – автор гостиницы «Ростов» на проспекте Будённовском, Дома книги на Большой Садовой, Дома «Ростовэнерго» на углу Большой Садовой и переулка Семашко, ипподрома, студии кинохроники, ныне снесенной, и других зданий.
Лев Леонидович Эберг свою ростовскую карьеру начал в группе архитекторов, возводивших ростовский театр драмы имени Горького — всемирно известную достопримечательность донской столицы.
Подробнее о жизни и творчестве ростовских архитекторов Эбергок можно прочитать в книге Елены Игнатовой.
В честь известных ростовских архитекторов – Леонида и Льва Эбергов установлены Памятные доски. Можно сказать, создан своего рода прецедент, раньше Ростов своих зодчих не часто вспоминал.
Установлены обе доски благодаря усилиям членов ростовского общества «Почитатели культурного наследия архитекторов Эбергов».
– И отец, и сын Эберги родились не в Ростове. Однако для города они сделали столько, сколько не снилось и многим коренным ростовчанам, – говорит председатель общества Елена Игнатова.
Доска в честь Леонида Эберга установлена на доме, где проживала его семья, по улице Серафимовича, 76.
Вторая памятная доска появилась на доме, где проживал Эберг-младший. Лев Эберг, напомним, жил в доме №147 по улице М.Горького.
Отец и сын Эберги создали целый ряд архитектурных жемчужин Ростова-на-Дону.
Комментарии 2