В 1858 г. в Бергамакскую волость Тарского округа Тобольской губернии прибыла значительная партия белорусских переселенцев – панцирных бояр из Себежского у. Витебской губ. История переселения в Сибирь этой группы хорошо освещена в научной литературе. В структуре шляхетского сословия Великого княжества Литовского панцирные бояре занимали промежуточное положение между малоземельной шляхтой и магнатами. В конце XVIII в. панцирные бояре были близки по сословному положению к казакам и однодворцам. В правовом отношении эта группа переселенцев ничем не отличалась от государственных крестьян, но то, что их предки являлись панцирными боярами, накладывало определенный отпечаток на их самоидентификацию и поведение в процессе переселения и обустройстве на новом месте.
Группа не была монолитной в этническом отношении. Проанализировав пофамильный состав переселенцев, Т.С. Мамсик выявила следующую этноязыковую структуру группы: белорусские фамилии носили 48% семей (такие фамилии, как Никанёнок, Тябут, Борода, Годюк, Галуп, Калина, Лапух, Масло, Оглокевич, Олехнович, Полукевич и Шершень), 28% семей имели полонизированные варианты фамилий (Гришмановский, Дроздецкий, Желота, Ляхнов и Мазур), третью группу составляли семьи (6%) с малороссийскими фамилиями (Перепеча и Сковорода). На происхождение из Прибалтики указывали фамилии Пунтус и Литвин (4% семей).
15% семей имели великорусский формант фамилий, произведенных от отчеств: Архипов, Гаврилов, Григорьев, Иванов и т.д.. Исследователи предположили, что последние фамилии были образованы уже в Сибири в ходе интеграции пришельцев в русскую старожильческую среду, а их носители принадлежали к разросшимся кланам Полукеевичей, Дроздецких и др..
Разрозненная в этническом, но спаянная в социальном отношении группа вселилась на зимовку в ноябре 1858 г. в старообрядческие деревни Бергамакской волости – Скирлу и Большекрасноярскую. Основываясь на ряде косвенных свидетельств, исследователи предположили, что витебские панцирные бояре являлись старообрядцами. Отказавшись от переселенческого участка, который был предложен землемерами, переселенцы настояли на своем решении обосноваться в д. Скирле, в которой часть жителей записалась в казаки и выезжала на жительство в Киргизскую степь. В докладной записке доверенного от общества панцирных бояр говорилось о том, что из Скирлы выезжает 500 д.м.п.. Но по переписи населения 1850 г. (т.е. за восемь лет до описываемых событий) в д. Скирлинской всего был 591 житель. За период 1850–1858 гг. массовых вселений в эту деревню не наблюдалось. Более того, не все скирлинские старожилы записались в казаки, упоминания о них есть и в последующих переписях.
По отчету Тарского земского исправника об управлении образцовыми волостями за 1858 г., в разряд которых входила Бергамакская волость, в отчетном году в Киргизскую степь "с перечислением в казаки" выбыло 64 мужчины и 60 женщин, в то время как панцирных бояр прибыло 206 мужчин и 216 женщин. Вероятно, переселенцы сознательно завысили число выезжающих старожилов, чтобы сибирская администрация разрешила им остаться на жительство в д. Скирле. Со своей стороны старожилы, выезжающие в степь, были заинтересованы в поселении белорусов в их деревне, т.к. последние были готовы купить покидаемые хозяевами дома и хозяйственные постройки.
Но вскоре обнаружились противоречия между старожильческой и переселенческой общинами и летом 1861 г. панцирные бояре подали прошение о переводворении на ранее предлагаемый им участок, который находился между деревнями Заливиной и Гузеневой, вблизи недавно заселенной д. Новосергиевой (современная д. Сергеевка Кыштовского района Новосибирской области). Это прошение, как и последующее, было отклонено. Тем не менее, участок был заселен витебскими переселенцами в первой половине 1860-х гг. Новое поселение получило название д. Воскресенка, куда, однако, переехали не все семьи панцирных бояр. Оставшиеся на прежнем месте переселенцы в конце 1880-х – 1890-е гг. добились разделения д. Скирлы на два самостоятельных населенных пункта. Старожильческая часть деревни получила название Старая Скирла и по материалам Первой всероссийской переписи населения 1897 г. в ней проживало всего 5 семей (38 д.об.п.) переселенцев, остальное население было старообрядческим. Переселенческая часть стала называться Малой Скирлой, панцирные бояре составляли здесь 74% населения. Семей старожилов в Малой Скирле не было.
Еще до официального разрешения себежским панцирным боярам остаться в д. Скирле, которое последовало 16 января 1860 г., некоторые их семьи устроились на жительство в другие деревни Бергамакской волости, в частности в д. Розвилы (она же Большеречье), Малинкино и Колобово. В д. Большеречье (современный Кыштовский район Новосибирской области) панцирные бояре поселились отдельной улицей, которая получила название Витебская (Вытябка) или Свинушка. На другой улице поселились смолянины – переселенцы из Смоленской губ., их улица называлась, соответственно, Смоленка. В конце 30-40-х гг. XX в. смолянины называли жителей Вытябки свинушанками или витебшанами . Молодежь с разных улиц устраивали драки "из-за девчонок", витебшаны не пускали смолянинов на свою улицу. Информант из смолянинов отмечал, что "раньше витебшаны говорили протяжно, но сейчас обрусели и говорят как все». Таким образом, можно говорить о сохранении особенностей этой группы населения вплоть до начала 1940-х
В официальных документах эта переселенческая группа именовала себя панцирными боярами, и администрация как в Европейской России, так и в Сибири, также использовала это название на протяжении 1858–1861 гг. В тоже время, в метрических книгах прихода Богоявленской церкви с. Малокрасноярского, к которому относились деревни, где проживало интересующее нас население, это название группы не упоминалось, а все панцирные бояре назывались "Витебской губернии переселенцы". Жители д. Старой Скирлы называли потомков себежан вытябщиной, но ни один из информантов – потомков витебских переселенцев, – не назвал этот термин в качестве эндоэтнонима.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев