Индивидуальное поведение человека в обществе, его стремления, его развитие как личности и его возможности зависят от макроэкономики. Важно сколько нужно приложить усилий и сколько времени должен затратить обычный человек, чтобы обеспечить себя и свою семью всем необходимым.
Если у человека есть право выбора в занятиях, он отдаст предпочтение тому направлению в своей деятельности, где есть наибольший экономический эффект, где можно самоутвердиться как личность в соответствии с имеющимися возможностями, его наклонностями, принципами и обязанностями перед обществом.
А если вы постоянно думаете о «хлебе насущном»? В этом случае реализация определенных способностей требует значительных усилий, чтобы изменить существующее положение. Мало кому это по силам.
Обратимся к современному времени и недавнему прошлому.
Согласно статистике, в западноевропейских странах около 70 % среднего класса выходцы из семей среднего класса. Экономическое положение семьи дает детям возможность развиваться и делать выбор. И это в современных условиях при наличии многих государственных институтов способствующих образованию!
Одна из доктрин недавнего социалистического прошлого: повышение производительности труда и сокращение в дальнейшем трудового дня. Различные трудовые ограничения по возрасту для подростков, женщин, включение в трудовой стаж времени потраченного на обучение и пр.
Ваше свободное время, это и есть базовая основа развития общества! Это и есть главный движитель прогресса и основа развития цивилизации вопреки принятым экономическим теориям. Проще подытожить старым лозунгом: «Кадры решают всё!»
Чтобы получить высокий уровень образования и духовного развития населения, нужны средства и время. Да, можно жить в бочке, как известный человек и философствовать. Но кто его вырастил, дал знания, кормил, лечил, защищал от мимо проходящего недоброго прохожего? Кто дал ему эту возможность написать? Купил «перо» и «бумагу»? Говоря современным языком, посчитал, что это будет многим интересно, и опубликовал его труд. При этом у его многочисленных читателей и почитателей были деньги на свечу и силы — это читать после поиска средств к существованию.
Прогресс в обществе основан не на желании владеть материальным, а на желании творить! И эта естественная человеческая потребность саморазвития в различных областях человеческой деятельности возможна только при наличии на это времени.
Для человека высокой духовной культуры деньги и материальные ресурсы — средство для достижения определенных целей и не более того. Власть и амбиции — предназначение и служение. Свободное время — это возможность приобрести знания и нужные навыки, осуществить мечты, реализовать свои планы, поделиться опытом и знаниями.
Если у вас достаточно средств для существования и, главное, есть свободное время, вы станете посвящать себя чему-то ещё: искусству, исследованиям, изобретательству, духовному развитию. Не можете что-то сами, станете меценатом, спонсором и просто потребителем прекрасного.
Речь не о великих и могучих, речь об обывателе. Мы часто оплачиваем не фактическую стоимость материала, доски и краски, а то, что создано творчеством человека. Наличие у населения свободного времени и есть основное богатство страны и основа её процветания.
На основании чего мы считаем общество высокоразвитым? Чем взаимосвязаны социальное устройство общества и то, что нами принято называть прогрессом? На основе сохранившейся материальной культуры? На основе созданных великими мастерами картин и других художественных произведений для богатого заказчика?
Одни работают, чтобы не умереть, а другие тратят свою жизнь ради сомнительных в этическом смысле личных удовольствий. Грабят, убивают чтобы владеть материальными ценностями и создают всё огромное, стоящее значительного труда ради того, чтобы удовлетворить только свои амбиции.
Всё когда-нибудь заканчивается, потомкам построенное не нужно. Остаются руины. Это и есть цивилизация? А как быть с тем, что основное население было и остается нищим и в духовном и в материальном смысле среди разрушенных роскошных сооружений?
Многие наши выводы об уровне развития цивилизации у многих народов опираются на совершенно необъективные критерии оценки.
Те же пра… пра… славяне-земледельцы, жили в полуземлянках, при родовом общинном строе, а вот потом с расслоением общества на классы… Чем плох общинно-родовой строй? Не остались руины дворцов и роскошных усадеб? Или эта система отношений в обществе исключает наличие знаний и свойственных тому времени технологий?
Казаки и татары имели то же социальное устройство внутри отдельных территорий до конца XIX века! Это им не помешало преуспевать в экономическом, социальном смысле и оставить огромный след в истории Российского государства. У них оставалось главное богатство, — время!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3