, следующее:
«В конце XV века наиболее видные деятели еретического движения находились при дворе Ивана III, и новгородский владыка еще далек от той открытой фальсификации взглядов еретиков, которую мы находим в сочинениях Иосифа Волоцкого (нет, например, у Геннадия навязчивых обвинений еретиков в жидовстве и т. п.)»
Есть, однако, в его трудах некоторые высказывания, которые указывают, казалось бы, на жидовство вольнодумцев.
Говоря о том, как он узнал о еретиках, Геннадий пишет:
«Мне накрепко высказал их товарищ, поп Наум. Да и псалмы ко мне принес, почему они себе правили по Жидовски. И как мы тех еретиков велели пред собою поставити, и они те все своих действий позапрелися; а называются Христиане Православние; ино было как-то все уведати по их клятве, как они отметаются…»
Что касается этого самого первого упоминания о жидовстве, то данное обвинение, если его можно так назвать, связано с теми псалмами, которые принес ему поп Наум и которые, как мы увидим ниже, были жидовскими лишь по своему происхождению (то есть вышли из под пера еврея переводчика), но никак не по содержанию.
Все, исходящее от евреев по плоти, в независимости от того, какую религию они исповедовали (иудаизм ли, христианство ли) считалось жидовским. Мы, однако, никак не можем согласиться с таким «обвинением», построенном на голом антисемитизме.
Сразу же после вышеуказанного «обвинения», видимо, для того, чтобы придать ему хоть какой-то вес, Геннадий пишет, что еретики
👇
🔥«жидовским десятисловием людей прельщают»🔥.
👇
Но если обращение к Декалогу является иудейством, то что же тогда останется от
христианства !?
Геннадий, однако, не удовольствовался в борьбе с еретиками одними лишь посланиями. Начались массовые аресты в Новгороде, а со схваченными еретиками Геннадий поступал следующим образом:
👇
«которые покаялись да свои действия писали на себе сами своими руками, и аз тех покаяние принял, да и епитимью есми держати указал. А которые не покаялись, и хваля жидовскую веру, и аз тех послал к Якову, да к Юрью к Захарьичем, а велел их градскою казнью казнити».
Иосиф Волоцкий писал о Геннадии, что тот «яко лев пущень бысть на злодейственыа еретики»[47], «…ногты своими растерзаа тех скверныя утробы… Зубы же своими сокрушаа и растерзаа и о камень разбиваа».
Здесь мы можем видеть методы, напоминающие западную инквизицию !
И хотя расцвет русской инквизиции наступил лишь спустя несколько лет (и именно
в связи с расправой над ересью жидовствующих), все-таки очевидно, что доверять объективности показаний, взятых, вероятно, под пытками и под страхом заключения или казни, вряд ли стоит.
👇
Интересно будет отметить, что в это же самое время на Западе, в Испании, вел свою активную деятельность печально известный ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР - доминиканец Торквемада. Многочисленные источники, повествующие о деятельности этого изверга рода человеческого, единодушны в том, что ни о какой объективности в инквизиторских процессах того времени не стоит даже и говорить. Достаточно было показаний всего-навсего одной личности против конкретного человека или целой группы, обвиненной в еретичестве, чтобы эти люди были схвачены по предъявленным обвинениям. Если человек, говоря языком Геннадия, «запирался», его подвергали самым ужасным пыткам, вынуждая признаться в еретичестве. Если же обвиняемый этого не делал, то его сжигали на медленном огне как нераскаявшегося еретика.
👇
Аналогичную картину мы наблюдаем и в Новгороде, где роль Великого инквизитора принял на себя архиепископ Геннадий.
Кстати сказать, где-то с 1493 года под крылом Геннадия в Новгороде проживал «мних обители святого Доминика»
(т. е. доминиканец, а именно в руках доминиканцев была Западная инквизиция)
«верою латынянин», который около 1497-1499 годов по поручению Геннадия составлял специальный трактат
«Слово кратко противу тех,
еще в вещи священные встречаются».
Это сочинение, по сути своей папистское, 👉 оправдывало инквизицию и было сконцентрировано 👉 на превосходстве власти духовной над светской !
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев