Соответствующая аппаратура тогда не продавалась,поэтому пришлось приспосабливать то,что под рукой. Первым приспособил черно-белый телевизор "Чайка-4".Для этого вынул селектор каналов ПТК-11 д и присобачил его снаружи.Из 12 каналов принимались только 4 --1,3,8 и 11. Посмотрел планки свободных каналов,посчитал витки. Пересчитал на авиадиапазон. Правда ошибся ,считал пропорционально.а надо квадратично. Кажется , сделал несколько планок,слегка отличающихся витками. Результат проявился частично-- на экране стали появляться полосы ,а вот звук пробивался еле-еле. Причина-сложная схема телеприема.Стандарт предусматривал одно преобразование частоты изображения и двойное-для звука. Но ,в отличие от профессиональных связных приемников , второй гетеродин отсутствовал -вместо него работал сам видеосигнал. 1 гетеродин тогда почти во всех ТВ был паршивенький ,а вот разница между видео и аудио(6,5 МГц) высокостабильной, т.к. зависела только от передатчиков. В качестве 2 гетеродина я использовал гетеродин простого коротковолнового приемника,причем сигнал не нужно было даже подавать в определенную точку,а просто кинуть на массу. Впрочем,иногда звук возникал сам по себе,когда в полосу попадали одновременно 2 сигнала,отстоящие друг от друга примерно на 6,5 МГц.Но всегда оба сигнала. Теперь проще--любой телевизор ,произведенный в этом веке, принимает самолеты безо всякой переделки . Надо только настроиться на определенные каналы кабельного диапазона и слушать не аудио,а видеовыход. Именно так я записал самолеты на парадах 9 мая 2009 и 2010 годов. Прослушивать авиаэфир целенаправленно не всегда комфортно,т.к. зачастую слишком большие паузы. А вот между делом, т.сказать в фоновом режиме, прикольно и потихоньку обогащает "сокровищницу знаний" в различных областях от радиотехники и аэродинамики до метеорологии.Например, позволяет непосредственно ощущать,а не только знать,законы распространения радиоволн и глубже понимать погодные явления,поскольку именно в авиации ее параметры поддаются более точному измерению и отображению. А в "общегражданской" метеорологии ,например, меня до сих пор бесит информация, что в Москве такое-то атмосферное давление,что само по себе абсолютно неинформативно без привязки к конкретной точке или высоте.С упоением заполнил погодными данными несколько тетрадей сначала по Быково (ближайший а-п , слышный всегда до момента постройки жилмассива "Новокосино" в 1986) , а в 1985 после переделки на авиа портативного приемника "Сокол-308" также в Шереметьево,Внуково,Горьком,Адлере,Сухуми,Харькове,Донецке,Ростове,Тбилиси и Ереване. Следующий текст навеян ностальгическим роликом ю-туба о советских "гаджетах".
51 минуту назад (изменено)
Впервые увидел в ролике "Мираж" и "Киев-30". Второй применял по назначению. Кроме компактности преимущество -возможность селфи. Большой "Киев" имел мин. расст. 0,9 м,а этот 0,5 м. А вот "Мираж" по прямому назначению так и не использовал,хотя собирался. Зато превратил его в широкополосный УКВ приемник,используемый для приема экипажа самолета ,находясь внутри него.Выкинул магнитную антенну,присобачил несколько метров гибкого провода ко входу через точечный диод серии д2.В первом полете звук был слабенький ,и я купил второй экземпляр на раскурочку-засунул 2-й унч в 1 корпус-стал погромче. Первые испытания двойного прошли в покойном а-п "Быково",куда зашел сдавать (или менять ) билет прим. 19 02 1985. Подошел к стеклу,выходящему на перрон на 2 этаже и тут же услышал доклад экипажа ЯК-42 диспетчеру о какой-то неполадке. Чуть позже " Ну,все,типа,вызывай инженера по эксплуатации".Кажется потребовал замену борта. Вроде фигурировали бортовые 42 324 и 42 524.Кажись назавтра вылетал на соревнования в Адлер из Внуково на 85 299.Не полет,а песня или целое кино ! Подлетая к Кавказу услышал в Мираже -в Мин-Воды на запасной. Конечно и пассажиров проинформировали,но минутой-двумя позже.Забегая вперед-проторчали сутки,весь полет занял часов 30-то самое время,которое ехал самый быстрый тогда поезд № 13 М-Тбилиси. Физически --мука,к вечеру уже и сидеть было негде. Морально--удовлетворение--отличная лабораторная по радиотехнике.Кстати, "Мираж" был 2-м этапом авиамониторинга. 1-й этап-переделанный ПТК-11д ч-б телевизора "Чайка--4"--посему прием только дома. 3-й этап-переделанный портативный приемник "Сокол-308" весной 1985. ... Итак --в М-Водах впервые услышал диспетчера Контроля -в Москве Контроль начинался за пределами узла.А гуляя по привокзальной площади , открыл еще фишку--прислонясь и даже приблизившись к высокому столбу ,резко усилился прием вражьих голосов на КВ. Потом понял --проводок в данном случае был уже не петлевой антенной ,а петлей связи . А антенной был сам столб. ... Возвращаясь к УКВ приему-в аэропортах и рядом -прием отличный,а в городах один монотонный н-ч треск с еле слышной речью. Это сигналы изображения--они во много раз сильнее как ТВ-звука,так и радиопрограмм.В а-портах тишина между включениями речевых,только периодические тихие импульсы от радаров. А в Адлере хорошо принимались на пирсе взлетающие с расстояния 0,5-1 км.Да,у этого"2 этапа" было преимущество перед 1-м и 3-м--широкополосность,что позволяло слушать не настраивая и не перестраивая частоту и даже не зная ее.Причем во всем диапазоне,а в ТВ примерно в 1/3 его.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев