Легендарный советский киноактер. Николай Крючков родился в Москве в 1911 году. Семья, в которой воспитывался мальчик, была самой обыкновенной - отец зарабатывал на хлеб тяжелым трудом грузчика на «Трехгорной мануфактуре», а мать, в основном занимавшаяся домашним хозяйством, подрабатывала ткачихой на том же предприятии. Пережив революцию и Первую мировую войну, отец рано ушел из жизни.
Можно сказать, что детства у Николая не было - ему приходилось много работать и учиться. С девяти лет мальчик вынужден был работать на той же фабрике, что и родители. В четырнадцать лет Николай пошел в ФЗУ получать профессию гравера-накатчика. В годы учебы парень удивлял трудовой коллектив своей художественной самодеятельностью: он играл на баяне, пел веселые песни и даже отбивал чечетку.
Талантливого гравера-накатчика приметило начальство, которое и помогло юному Крючкову попасть в школу-студию актерского мастерства при театре рабочей молодежи в 1928 году. Какое-то время парню приходилось совмещать игру на театральной сцене с работой на мануфактуре, чтобы помочь семье, но уже тогда стало понятно, что по профессии юноша работать не будет.
В 1930 году репетицию труппы Московского театра рабочей молодежи посетил режиссер Борис Барнет. Из всех актеров он выделил только Крючкова и вскоре пригласил его на съемки картины «Окраина». Эта картина была тепло принята зрителем и стала пропуском в советское кино для начинающего артиста. Спустя год Николай Крючков снялся еще в одной ленте того же режиссера под названием «У самого синего моря».
Очередной громкий успех пришел к Николаю Крючкову в 1939 году, после выхода музыкального фильма «Трактористы». Лента Ивана Пырьева настолько полюбилась зрителю, что исполнители главных ролей Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников стали настоящими народными героями.
В 1939 году завершились съемки драмы «Член правительства» о том, как бывшая батрачка Александра (Вера Марецкая) сумела стать народным депутатом от колхоза. Николай исполнил роль весельчака Никиты, брата ревнивого супруга колхозницы Ефима (Василий Ванин).
Как только началась война, Крючков стал рваться на фронт, но его заявление военком отказывался визировать, мотивируя отказ тем, что, снимаясь в кино, он Родине принесет не меньше пользы. Период творческого расцвета Крючкова как раз совпал с годами Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжелое время, Николай продолжал сниматься.
В середине 40-х с участием Крючкова вышли военные картины «Котовский», «Парень из нашего города», «Во имя Родины», «Фронт». Наиболее известными работами актера тогда стали музыкальный фильм «Свинарка и пастух», и лирическая комедия «Небесный тихоход».
После окончания войны на экраны вышел патриотический фильм «Свет над Россией», построенный на воспоминаниях матроса Рыбакова, участника Октябрьской революции. Главная роль досталась Николаю Крючкову. В 1948 году актер снялся в кинокартине «Три встречи», в которой речь пошла о первых мирных годах после войны.
В конце 40-х годов последовали работы артиста в военных драмах «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949 году Крючков попал в основной актерский состав музыкальной комедии «Счастливый рейс» вместе с Михаилом Жаровым и Верой Орловой. В фильме рассказывалось о беззаботной жизни и первой любви молодого шофера.
Очень примечательно, что Николай Крючков все трюки выполнял без дублера: скакал на лошади, ездил на тракторе, ложился под танк, лез в ледяную воду. Двенадцать раз ломал руки и ноги. Он был настоящим героем на экране и настоящим человеком в жизни. А еще, как никто другой, он умел петь.
В послевоенное время картины с участием Николая Крючкова продолжали поддерживать его популярность. Среди них - «Максимка», «Садко», «Дело Румянцева», «Жестокость».
В 1956 году фильмография артиста пополнилась очередным военным фильмом «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости. Кинолента получила почетный диплом международного кинофестиваля в Венеции.
В 1958 году завершились съемки фильма о блокадном городе «Ленинградская симфония», в котором Николай Крючков исполнил главную роль. Конец 50-х ознаменовался для Крючкова еще одной ведущей ролью в популярной картине «Баллада о солдате».
Если в 1950-х годах Николай Крючков снимался в основном в фильмах об историческом наследии Отечества, то в 1960-х он стал чаще появляться в комедиях. В тот период актер появился в лентах комедийного жанра «Женитьба Бальзаминова», «Большой фитиль», «Дайте жалобную книгу».
В музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» прославленный артист предстал перед зрителями в роли пожилого слуги. Исполнители главных ролей - Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский - после выхода киноленты на экраны проснулись знаменитыми. В первый год проката комедию посмотрело 48 миллионов зрителей.
В драме Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!», где главную роль исполнил Юрий Никулин, Николай Крючков перевоплотился в генерала милиции. В экранизации произведения Ф. Достоевского «Дядюшкин сон» артист примерил на себя образ Москалева, супруга первой дамы города Марии Александровны (Лидия Смирнова).
Также Николай Крючков снялся в фильмах «Жили-были старик со старухой», «Доктор Вера», «Служили два товарища». В 70-е годы наиболее удачными работами стали «Телеграмма», «Адрес вашего дома», «Горожане», «Бархатный сезон», «Мой друг дядя Ваня», «Осенний марафон».
С приходом 80-х Николай Афанасьевич снимался гораздо реже. Среди фильмов того периода можно отметить «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Верую в любовь», «Вспомним, товарищ!», «Сталинград».
В последний раз актер работал в картинах «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», которые вышли в 1991 и 1993 годах.
Сложилось так, что Николай Крючков был женат четыре раза. Первые два брака были с актрисами Марией Пастуховой и Аллой Парфиньяк. В этих союзах у актера появилось двое детей - сыновья Борис и Николай.
В третий раз его женой стала спортсменка Зоя Кочановская, которая трагически погибла под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел прямо на глазах у мужа. Этот инцидент стал причиной затяжной депрессии и других серьезных проблем со здоровьем у Крючкова.
Спустя время личная жизнь актёра наладилась - Николай Афанасьевич женился снова. Его избранницей стала помощница режиссера, которая была значительно младше супруга. Разница в возрасте не помешала создать крепкий и счастливый союз. У Николая Афанасьевича и Лидии Николаевны родилась дочь Эльвира.
В годы перестройки советское кино 1930-1950-х годов нарекли сталинским, а популярных актеров того времени стали обвинять в пособничестве коммунистическому режиму. Не минула эта участь и Крючкова: власти особо не жаловали народного артиста, который в преклонном возрасте впал в нищету.
Под конец жизни Николай Крючков жил в дачном поселке Икша вместе с супругой. Он уже почти не мог разговаривать, от курения в его горле появилась опухоль
Николай Афанасьевич лежал в больнице, а жена навещала его каждый день. Незадолго до смерти артист стал засыпать среди дня примерно на полчаса. Лидия Николаевна будила мужа, а он просил, чтобы ему не мешали, ведь он уходит в другую жизнь. Когда актёр просыпался, супруга спрашивала: «Ну как там, в другой жизни?». Он отвечал: «Пока не приняли. Сказали - рано».
Николай Афанасьевич Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На посмертном памятнике вместо фото установили барельеф с изображением легендарного артиста.
Фильмы: «Возвращение Максима», «Тайга золотая», «Выборгская сторона», «На границе», «Человек с ружьём», «Станица Дальняя», «Щорс», «Салават Юлаев», «Антоша Рыбкин», «Малахов курган», «Свет над Россией», «Звезда», «Огни Баку», «Спортивная честь», «Богатырь» идёт в Марто», «Сорок первый», «Удивительное воскресенье», «Матрос с «Кометы», «Майские звёзды», «Поднятая целина», «Годы девичьи», «Суд», «День счастья», «По тонкому льду», «Золото», «Морской характер», «Когда наступает сентябрь», «Семьдесят два градуса ниже нуля», «Особо важное задание», «Битва за Москву», «Досье человека в «Мерседесе» и др.
Приятного просмотра!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев