24 февраля Православная Церковь празднует память преподобного Кассиана Босого.
Согласно Житию, Козьма происходил из Переяславля, «от родителей православных». «Дошед свершена возраста» и «бысть силою крепок и мужествен», он поступил на службу к великому князю, поселившись с «живущими в царской полате». Царя Ивана III Козьма учил «праволучно стрелы пущати по знамени, и сего ради бысть от державнаго в чести и в брежении». Был близок он и юному княжичу – преподавал ему воинское дело. Следует отметить, что сообщение об обучении великого князя воинскому ремеслу не имеет аналогов в средневековой житийной литературе, и потому истинность его не вызывает сомнений.
Судя по всему, Козьма происходил из семьи служилых землевладельцев, т.е. бояр. Описывая начало жизни Кассиана в Волоколамском монастыре (в нем он поселился около 1480 г., после ухода из боровской обители), агиограф пишет, что он в аскетических целях «возложи на собя пансыр, под свитку на наго тело...». Слово «пансыр» обозначает кольчугу – личный доспех Кассиана, который он принес сначала в Боровский монастырь, а потом и в Волоколамский. Эта деталь указывает на высокий социальный статус Козьмы: известно, что даже в ХѴІ в. полный металлический доспех был редкостью и ценился очень высоко. Он был достоянием тяжеловооруженных конников, или «кованной рати» - воинов-профессионалов, коими были служилые бояре и владетельные князья.
Прослужив у Ивана III полтора-два десятилетия, Козьма удалился в Пафнутьев-Боровский монастырь, где принял постриг в 30-38 лет, не позднее 1 мая 1477 г. Житие повествует, что он «разсуди суете мира сего, и честь, и славы его, и позна, яко преходна суть, и в небытие преходить, и, яко дым, вскоре по воздуху изчезает».
В Боровском монастыре Кассиан сблизился со своим сверстником Иосифом Волоцким (р. 1440 г.): «прилепися к нему духовною любовию о Христе». Преподобный Иосиф поведал Кассиану о своем замысле создать общежитийный монастырь, на что получил следующий ответ: «Бог и пречистыя Богородица твой помысл делом совршить, и яз с тобою же».
После смерти преподобного Пафнутия Боровского и кратковременного игуменства святого Иосифа (1477-1478 г.) Кассиан недолго оставался в боровской обители – он покинул ее около 1480 г., перебравшись в Иосифов монастырь. В новой обители Кассиан прославился своими аскетическими подвигами. Когда рассыпался «панцир», возложенный им на себя, «он же возложи на собя веригы тяшки зело, и тако тружаяся и постяся». Лишь когда старец достиг Кассиан достиг 90-летнего возраста, вериги были заменены на «тяшки не потолику», которые старец носил до самой смерти.
К числу других аскетических подвигов Кассиана относится его 12-дневное голодание, которое было прервано Иосифом Волоцким, запретившим «великим запрещением» обессилевшему иноку продолжать «тако чрез силу тружатися».
Житие Кассиана также сообщает о том, что у него отнялись ноги и инок поправился лишь после молитвы Богородице. Выздоровев, инок дал обет более не обуваться и не надевать теплую одежду и «тако нача ходити, и до кончины живота своего... якоже лете, тако и зиме бысть, и во единой ризе хождаше» (отсюда и прозвище Кассиана).
Агиографическая традиция связывает с именем Кассиана совершение, по меньшей мере, двух чудес при его жизни. Согласно Житию Иосифа, написанному Саввой Черным, в 1503 г. во время болезни сын волоколамского князя Бориса Иван Борисович Рузский был принесен в волоколамскую обитель. По молитве Иосифа и Кассиана (прочие иноки были удалены из кельи, где лежал Иван) уже умерший князь воскрес. Второе чудо совершилось по молитве святого Кассиана в последние годы его жизни. Во время пожара в Волоколамском монастыре, когда огонь достиг монашеских келий, Кассиан молился Богородице, и «начя пламянь вихром витися вверх, инаго ничего не повреди, и тако паки и погасе от собе».
Уже близился к завершению земной путь преподобного Кассиана, когда у Великого князя Василия III родился долгожданный наследник – будущий царь Иоанн Васильевич Грозный. Крестным отцом сына Великий князь хотел видеть старца Кассиана и послал за ним в Иосифов монастырь. Крещение совершалось в Троице-Сергиевой лавре. Игумен Иоасаф, впоследствии митрополит, крестил младенца у раки с мощами преподобного Сергия. Принял его от святой купели старец Кассиан и передал на руки отцу, Великому князю Василию.
По прошествии недолгого времени старец Кассиан преставился ко Господу 93 лет от роду. Это произошло в Прощённое воскресенье 11 февраля 1532 года.
В публикации использованы материалы из статьи А. С. Усачева "Волоколамский инок Кассиан Босой (ок. 1439 - 1532 г.) и его современники".
#свято_елисаветинский #сем #КассианБосой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев