16 февраля Православная Церковь празднует память святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
Примечательна история обращения первого православного японца Савабэ Такума, нареченного при таинстве крещения Павлом. Он был выходцем из старинного дворянского (самурайского) рода и до приезда Николая в Хакодатэ занимал высокий пост, являясь жрецом старой синтоистской кумирни в этом городе. Савабэ был самураем и состоял членом тайного общества «Сонно Дзеи», поставившего себе целью изгнание всех иностранцев из Японии. Девизом организации был призыв «Да здравствует Император, долой варваров!».
Отличаясь не только родовитостью, но и умом, Савабэ пользовался большим почетом в местном обществе, имел значительное влияние в среде горожан и был известен, как превосходный фехтовальщик. Савабэ-сан был в хороших отношениях с русским консулом И. А. Гошкевичем и часто бывал у него дома, обучая консульского сына самурайским традициям в обращении с оружием.
В гостях у консула он впервые познакомился с молодым русским священником. Поначалу между ними не намечалось никакого сближения. Отец Николай постоянно был в своей рясе, что сразу бросалось в глаза. Неудивительно, что Савабэ раздражал уже самый вид православного священнослужителя. Как жрец национальной религии синто, он считал себя вправе свысока относиться к представителям всех «заблуждающихся» религий. Отец Николай, видя неизменно холодный и гордый взгляд японца, даже и не пытался с ним заговорить.
Встречаясь с русским священником, Савабэ всегда проходил мимо него как-то боком, сердито бормоча и сгибая свою и без того уже маленькую фигуру. Эти странные демонстрации продолжались довольно долго. В молчаливой дуэли, продолжавшейся несколько месяцев, первым не выдержал японский жрец, но только с тем, чтобы высказать русскому свое презрение и ненависть к христианской вере. В одну из ночей 1865 г., Савабэ, вооруженный самурайским мечом, пришел на квартиру иеромонаха Николая. «Вас иностранцев надо всех перебить», — заявил он. «Вы пришли сюда выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью больше всего навредишь Японии!»
Отец Николай понимал, что с этим человеком нужно просто мирно поговорить. Он спросил, знаком ли Савабэ с христианским учением, и получив отрицательный ответ, заметил, что недостойно развитого, образованного человека порицать то, чего он не знает; что в интересах истины надо беспристрастно и терпеливо выслушать противника, исследовать его взгляды и только затем уже отрицать.
Савабэ был человек искренний. Он согласился выслушать отца Николая, хотя тут же сердито добавил, что из всех речей миссионера всё равно ничего не выйдет. Скрестив руки на груди, он заявил, что слушает. Иеромонах заговорил о Боге, о грехе, о душе и ее бессмертии. Синтоист стал понемногу опускать свои руки, на лице его вместо злобы отразилось глубокое внимание. Наконец он вынул записную книжку и стал делать заметки. Уходя, он пообещал заходить еще. С того дня начались их беседы.
Отец Николай ознакомил Савабэ с основами христианства, и тот через какое-то время начал относиться к проповеднику иной религии с симпатией. Настало время, когда иеромонах Николай дал своему слушателю Новый Завет. «Открыто читать эту книгу я не мог, — рассказывал потом Савабэ, — а читать хотелось. Вот я и придумал читать в то время, когда совершал службы в моем храме. Положишь перед собой Евангелие вместо языческого служебника, да и читаешь, стоя спиной к членам общины и постукивая в барабан. Никто и не подумает, что я читаю "иностранную ересь"».
Благая весть овладела сердцем языческого жреца и он стал просить отца Николая крестить его самого и двоих его друзей. Одним из них был очень образованный по тогдашним понятиям и красноречивый хакодатэйский врач Сакай. Когда Савабэ, уже начав склоняться к христианству, беседовал с ним о христианском учении, Сакай энергично 'спорил с ним и нередко ставил его в тупик. Савабэ, разбитый и унылый, прибегал к своему духовному отцу. Выслушав его разъяснения, он вновь направлялся к Сакай. Тот разбивал его в другом пункте, и Савабэ опять возвращался к иеромонаху Николаю. В конце концов Савабэ привел своего друга к отцу Николаю, который смог ответить на все его возражения и недоумения. Сакай также выразил желание креститься.
По стечению обстоятельств, как только японский жрец стал вникать в сущность христианства, на него посыпались различные беды, несчастья и тяжкие испытания. Сошла с ума его молодая жена. Отшатнувшись от него, перестали ходить в синтоистский храм прихожане, а в городе стали говорить, что он продался врагам Японии — христианам. После того как сгорел его дом, он отказался от жреческого сана в пользу своего семилетнего сына, а сам тайно принял христианство.
Отец Николай дал Савабэ крестильное имя Павел. В этом была своя символичность, ведь апостол Павел, еще будучи Савлом, активно не принимал христианство, был его гонителем. Вот и здесь: из Савлов — в Павлы. Это было в мае 1868 года. Вместе с Савабэ крестился его друг — врач Токурэй Сакай, нареченный при крещении Иоанном. Они стали для отца Николая первыми помощниками
Вместе с двумя товарищами-прозелитами, спасаясь от преследования местных властей, Павел Савабэ уехал из Хакодатэ. В то время в Японии шла жестокая война между сторонниками сегуна и микадо. Принятый за шпиона, он был схвачен и посажен в тюрьму. После освобождения Павел Савабэ вернулся в родной город и перенес еще немало испытаний, ни на минуту не падая духом. Молва о нем распространилась по всей Японии, и со всех концов страны к нему стали стекаться люди, желавшие принять христианскую веру. Но в феврале 1872 г., во время нового витка гонений на христиан, он был схвачен вновь и, приговоренный к смертной казни, посажен в тюрьму. Его спасло лишь то, что в следующем, 1873 г. японское правительство издало закон о полной веротерпимости; Павел Савабэ был выпущен на свободу.
В публикации использованы материалы из статей: В. Марков "Апостол Японии"; О. В. Яблонская, Д. В. Яковлев "К вопросу о миссионерской деятельности святителя Николая Касаткина в Японии"; Г. Рар "Очаг православия в Хакадатэ"; архимандрит Августин (Никитин) "Николай Японский: служение длиною в полвека".
#свято_елисаветинский #сем #ПавелСавабэ #НиколайЯпонский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев