3 февраля Православная Церковь празднует память иконы Богородицы «Отрада», или «Утешение», Ватопедской
К числу особенно редких и замечательных икон относится прославленный фресковый образ Божией Матери «Утешение», или «Отрада», в Ватопедском монастыре на Афоне. Иконе этой больше тысячи лет. На иконе Богоматерь отнимает от Своих губ руку Младенца Христа. Возникла эта икона чудесным образом...
Был январь 807 года. Некий алжирский пират по имени Вардухан, обосновавшийся на острове Милос, на пятнадцати пиратских кораблях совершал набеги и опустошал острова Эгейского моря, побережья Фракии и Малой Азии.
В тот месяц он решил напасть и на Святую Гору. Он подготовил десять кораблей, взял с собой двести пиратов и отправился к Ватопедскому монастырю, На рассвете 21 января разбойники пришвартовались в монастырской бухте, выстроились в боевом порядке и, затаившись, стали ждать утреннего открытия монастырских ворот, чтобы на рассвете дня ворваться внутрь, избить монашествующих и разграбить богaтство монастырское.
Монахи, закончив утреню, расходились по своим кельям для краткого отдыха. В церкви остался один игумен, который продолжал молиться. Внезапно старец услышал исходящий от иконы Пресвятой Богородицы глас:
— Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и прогоните пиратов.
Удивленный услышанным, старец повернулся и взглянул на икону Богородицы. И вдруг его очам предстало другое, еще более поразительное чудо: лица Богородицы и Божественного Младенца ожили! Маленький Иисус простер руку, прикрывая ею рот Своей Пресвятой Матери, и, обратив к Ней Свое лицо, сказал:
— Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях!
Но Богоматерь, стараясь удержать своею рукою руку Своего сына и Господа, и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова:
— Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и прогоните пиратов.
Потрясенный игумен созвал братию и рассказал монахам обо всем увиденном и услышанном. Те со страхом убедились, что лики Богоматери и Господа Иисуса, и вообще очертание иконы, приняли другое положение против прежнего своего вида, лик же Младенца Иисуса принял грозный вид. В чувствах живой признательности монахи прославили заступление и промысл о них Пресвятой Богородицы и милующего их, Её ради, Господа. Тогда же они взошли на монастырские стены и имеющимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки.
Это было очень своевременно. Пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные побежали на свои корабли и уплыли прочь.
Растроганные монахи спустились в храм и еще раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С той поры, и по сие время, эта чудотворная икона Божией Матери известна в сей обители под именем «Отрады» или «Утешения»; положение ликов Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, какой они приняли при троекратном голосе, слышанном от игумена, то есть божественная Матерь, уклоняясь лицем вправо от простертой десницы Своего Предвечного Младенца и Господа, старается отвлечь сию десницу от уст Своих, чтоб свободно предсказать предстоящую опасность Своим избранным.
Лице Богоматери выражает сострадательную любовь: взор Её дышeт кротостию и милосердием; на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице же Младенчествующего Бога не таково: оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах, взор полон строгости и неумолимого суда. Кисть живописца сумела передать характеристические черты божественных сих лиц: Предвечного Младенца–Бога, Судии всех живых и мертвых, и любвеобильнейшей Покровительницы и Заступницы всех, с полною верою ищущих Её небесного покрова и державного заступления, особенно черты Христа Спасителя нашего.
Чудотворная сия икона находится в параклисе Божией Матери «Отрады», или «Утешения», при правом клиросе, на стене.
На фото та самая икона, которая больше тысячи лет назад чудесным образом ожила. Практически полная темнота. Все ее освещение – две свечи. Фотографировал священник Константин Пархоменко.
В публикации использованы материалы из книг и статей: "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы", "Вышний Покров над Афоном", священник Константин Пархоменко "Ватопедское чудо".
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьОтрадаилиУтешениеВатопедская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6