24 января Православная Церковь празднует память Елецкой иконы Божией Матери
Елецкая икона является поздним списком с Елецкой-Черниговской, первое описание явления которой составил черниговский архимандрит Иоанникий Голятовский, служивший в Елецком монастыре. В книге «Скарбница» (сокровищница), напечатанной в 1676 г. он указывает на древнее происхождении иконы и связывает ее появление с именем Черниговского князя Святослава Ярославича (внука св. Владимира).
Икона явилась на дереве ели на Болдиных горах возле Чернигова в 1060 г. На месте ее явления Преподобный Антоний Печерский устроил каменную церковь. Икона находилась в церкви до разорения ее татарами в 1470 г., но сохранилась только благодаря тому, что была спрятана во внутреннюю полость стены. После восстановления храма киевским князем Симеоном Олельниковичем она находилась в нем до 1579 г. , когда «была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния».
Более чем через 100 лет, в 1687 г., окольничий князь Даниил Барятинский, возвращаясь из первого крымского похода через Харьков, заболел и, «находясь близ смерти, отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресвятой Богородицы в Харьковский Успенский собор». С этого времени икона прославилась чудесами и стала одной из самых почитаемых на Слобожанщине.
Возможно, среди причин, побудивших Даниила Афанасьевича отдать свою фамильную икону харьковчанам, была их преданность России, которую он, будучи патриотом, не мог не оценить. Дело в том, что в 1668–1669 гг. гетман Левобережной Украины И. Самойлович поднял восстание против царской власти, поддержанное Крымским ханством. В частности, он руководил семимесячной осадой Чернигова, которая так и не увенчалась взятием города. Это была уже 2 осада города украинскими казаками, только уже в союзе не с польскими, а крымско-татарскими войсками, в борьбе за обладание русским городом. В первый раз, предав русского царя, гетман Самойлович был прощен, но спустя 20 лет он опять «бунтовал народ» на восстание против России.
В 1687 г., воспользовавшись смутой, «на Харьковский полк сделала нападение азовская орда в числе 5 тысяч человек и внесла большие опустошения». Харьковский Слободской (казачий) черкасский полк, невзирая на уговоры и угрозы сторонников И. Самойловича, не примкнул к восставшим, а дал им достойный отпор. Возможно, именно этот факт послужил основанием для того, что Харьков, как полковой город, получил в дар от князя Данилы Афанасьевича Баратынского, возвращавшегося из успешного Крымского похода, православную сокровищницу, родовую Икону Елецкой Черниговской Богоматери.
Её появление в Харькове стало не только символом несгибаемой воли защитников русского города Чернигова, но и Харькова. Это явилось знаковым событием и началом духовного объединения населения Слобожанщины, которому Елецкая икона давала силы на телесное и духовное исцеление.
Немного биографических сведений о Данииле Афанасьевиче Барятинском, российском военном и государственном деятеле XVII в. и очень набожном человеке. В разное время он был воеводой в Смоленске (1659), в Томске (1673–1677 и 1686), в Уфе (1683), в Новгороде (1685- 1686). Участвовал в русско-польской войне 1654–1667 и 1-ом Крымском походе 1686 г. Тогда, в Харькове в 1687 г., он Божией милостью выздоровел и продолжал служить Отечеству. За военные и гражданские заслуги Петром I был возведен в боярство, а после назначен воеводой в Казани (1689) и Киеве (1695). В 1694 г. в Спасо-Поликарповом монастырь в Брянске он начал строительство храма Рождества Богородицы, где был похоронен в 1696 г.
Следует отметить, что помимо поясного изображения Божией Матери Елецкой, являющегося списком с Елецкой-Черниговской, о которой написано выше, существует еще один вид Елецкой иконы — ростовой. На этой иконе изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.
В публикации использованы материалы из статьи И. В. Красновой "Выявление информационного потенциала местных харьковских богородичных икон".
На фото литография Елецкой иконы Божией Матери, Москва, 1866 г.
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогородицаЕлецкая
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2