8 января Православная Церковь празднует память Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери
Существует несколько версий происхождения Остробрамского образа. По одной из них, Великий князь Ольгерд привез икону из Херсона (Корсуни) в качестве военного трофея после успешного похода на крымских татар в 1363 г. Эта версия впервые была изложена в работе польского историка Т. Нарбута, ссылавшегося на венденского каноника Лодзяту, писавшего в 1653 г.:
«Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ — подлинное изображение Пресвятой Девы Марии: Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне преподобных кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена».
Согласно другой версии, лик чудесным образом появился на городских воротах в Вильно 14 апреля 1431 г. в день трех литовских и виленских святых Антония, Иоанна и Евстафия. В одном из первых русскоязычных описаний Остробрамской иконы, составленном архимандритом Иосифом и опубликованном в Вильне в 1883 г., указано, что к концу XV в. старые стены города разрушились. 23 апреля 1498 г. в день святого великомученика Георгия Победоносца состоялась торжественная закладка новой стены под звон колоколов всех церквей города Вильны — 14 православных и 7 латинских, а в основание башни главных Острых ворот были положены частицы святых мощей. На южной стороне башни, согласно православной традиции, было предусмотрено углубление для помещения образа. Литовские источники подтверждают, что «первоначально изображение Девы Марии висело в небольшой нише на внутренней стороне ворот, симметрично расположенному снаружи изображению Спасителя мира».
В православной традиции существует предание, что Остробрамская икона была частью более масштабной композиции Благовещения, и Божия Матерь запечатлена в момент произнесения Ею слов, обращенных при Благовещении к архангелу Гавриилу: «Се раба Господня: буди ми по глаголу Твоему» (Лк. 1:38). Неоспоримо сходство образа Острых Ворот с Дивеевским образом Божьей Матери «Умиление», к которой в своё время взывал сам преподобный Серафим Саровский. Возможно, Серафимо-Дивеевская икона является списком Остробрамской.
Остробрамский образ на протяжении веков подвергался множеству записей и поновлений, внесших в него католические элементы. В основе своей это древняя византийская икона, великолепие которой может открыться только после кропотливых реставрационных работ.
В публикации использованы материалы из статей: М. Ю. Горожанина "Диалоги культур: Восток-Запад, Запад-Восток", Е. В. Школина "Иконы академического письма в собрании Государственного художественного музея Алтайского края" и Н. В. Турыгина "Почитание образа Остробрамской иконы Божией матери".
На фото Остробрамская икона Божией Матери, выполненная вручную в каменной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря из измельченных природных самоцветов.
Братья и сестры, наши работы вы можете заказать здесь: https://lavka-obitel.ru/ #свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьОстробрамская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5