2 декабря Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»
Отец Азария из Пантелеймонова монастыря, знаменитый составитель «Афонского патерика», приводит следующую историю этой иконы в книге «Вышний покров над Афоном». По афонскому преданию образ «В скорбех и печалех утешение» принадлежал Патриарху Афанасию. После смерти святителя в 1654 г. он была передана в Ватопедский монастырь, где и пребывал до открытия Андреевского скита. В этот день он была подарен митрополитом Григорием первому игумену Виссариону. С тех пор икона всегда находилась в келье у отца игумена, который перед кончиной передал ее братству со словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех». Это пророчество исполнилось: от иконы происходило множество чудес во время ее пребывания в России.
Образ «В скорбех и печалех утешение» прославился в 1863 г. в России во время сбора средств для устроения Андреевского скита. В г. Слободском Вятской губернии, куда икона была принесена для поклонения, произошло чудо исцеления от немоты. Сын священника Владимира Николаевича Неволина, молчавший 6 лет, обрел дар речи.
Представление о количестве исцелений могут дать некоторые документально зафиксированные свидетельства. 19 ноября 1863 г. совершается первое чудо: исцеление лишенного дара речи юноши. А уже 22 ноября – новое чудо: заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви в том же г. Слободском Парарина. 24 ноября исцеляется от паралича ног крестьянин Николай. Тогда же исцеляется не владевшая ногами семилетняя девочка Ксения и страдавший припадками трехлетний мальчик Петр. 25 ноября – А. Г. Шуктомова от беснования, 5 декабря – четырехлетний мальчик Василий Кибардин от воспаления кости большого пальца руки. 25 января 1864 г. в Вятке получает совершенное исцеление пятилетний мальчик Кирилл, неспособный не только владеть ни руками, ни ногами, но и лишенный дара речи. И подобных свидетельств огромное количество только за период в 1–2 месяца после первого чуда.
В 1880 г. икона снова прибывает в Россию. И вот новые исцеления. В Челябинске дочь местного священника Мария три года из-за тяжелого недуга не поднималась с постели. Но вдруг девочка получает таинственное извещение, что икона Царицы Небесной прибыла в кафедральный собор, и болезнь отступает. Окончательное выздоровление наступает, когда девочка видит в окно своего дома крестный ход с чудотворной иконой.
В 1890 г. старцы Андреевского скита вновь направляют икону в Россию. Здесь она совершает как бы триумфальное шествие. 3 марта – Одесса, 14 марта – ст. Борки, Спасов скит, созданный в память чудесного спасения царской семьи, 16 марта – Ростов-на-Дону, затем Москва и, наконец, Афонское подворье в Петербурге. Везде к иконе устремляется огромное количество верующих. Только в Одессе за порядком следит наряд в 50 городовых. К иконе хотят приложиться тысячи людей, во время пребывания ее в этом городе храм закрывается всего на 3 часа в сутки. И здесь совершаются исцеления. Но, к сожалению, до нас дошло свидетельство только об одном из них: получила исцеление девица Елена Богданова, 22 лет, потерявшая способность владеть языком.
В связи с открытием в Санкт-Петербурге подворья афонского Андреевского скита 27 марта 1890 г. главная святыня Свято-Андреевского скита – икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» – была помещена в Благовещенском соборе при подвории. В самой обители на Афоне была оставлена точная копия этого образа.
С горечью и печалью приходится констатировать, что нет никаких сведений о том, где теперь находится чудотворная икона. Возможно, она была взята монахами Петербургского подворья Андреевского скита, когда они были вынуждены покинуть обитель в послереволюционные годы. Образ, который ныне можно увидеть в скиту, – копия, заменившая чудотворную икону в 1890 г.
Икона представляла собой створчатый складень, на створках которого были изображены великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский на конях, а также святой Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский. В центре иконы - поясное изображение Богоматери с Предвечным Младенцем, покоящимся у левого Ее плеча. Под изображением Божией Матери и Младенца были изображены святой Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и преподобный Онуфрий, а рядом с Божией Матерью святой Иоанн Предтеча и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. На самом окладе над Богородицей были изображены два ангела, держащие венец.
Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред иконой Ея «В скорбех и печалех утешение», Тропарь, глас 5-й:
Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши. Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево.
В публикации использованы материалы из книги П. В. Троицкого "История русских обителей Афона в XIX–XX веках" и статьи Т. Л. Марсадоловой "И. М. Сибиряков: от Сибири до Афона".
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьВскорбехипечалехутешение
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4