19 ноября Православная Церковь празднует память преподобного Варлаама Хутынского
Однажды, направляясь в город к архиепископу, преподобный Варлаам увидел новгородцев, собравшихся на Великом мосту по «городскому обычаю» вершить казнь над осуждённым. Горожане уступили желанию святого, попросившего отдать приговоренного к нему в монастырь, «да поработает в дому Святого Спаса на монастырскую потребу братии». Спасённый преподобным человек стал потом монахом и стяжал добродетель.
В иной раз, идя по тому же мосту, Варлаам вновь увидел толпу новгородцев, намеревавшихся осуществить казнь над осуждённым по тому же обычаю. Несмотря на уговоры сродников несчастного, знавших, что осуждён он напрасно, святой не спас его, проехав мимо и даже не взглянув на них.
На недоумённые вопросы старцев, бывших с ним и видевших всё происходящее, преподобный ответил, что видят они внешними очами, а не внутренними: если первому, за дело осуждённому, но раскаявшемуся, человеку нужен был на этой земле молитвенник и помощник в спасении души, то второй, погибая мученической смертью, имеет Христа помощником и избавителем.
Парадоксальное в мирском представлении становится промыслительным в христианском понимании происходящего.
*****
Из Волоколамского сборника собрания Иосифо-Волоколамского монастыря:
«Чюдотворцу же к архиепископу едущу, яко бысть на Великом мосту, прилучися (случилось) новгородцом по градцкому (городскому) обычаю осужена человека метати в реку в Волхов. Преподобный же Варлаам повели слугам стати в том месте, где вмещут человека. Сродником же не успевшим старцу бити челом, абие сам стал, никим же молим, и нача народ благословляти и просити осуженнаго себе, да порабатает в дому святого Спаса на манастырьскую потребу братьи. Народ же весь единогласно кликнуша: «Преподобнаго ради отца нашего Варлаама отпустите осуженнаго и дайте его чюдотворцу. Отселе не имат на себе в том дели никакова истязания». Он же, испросив повиннаго, посла в манастырь и повели ему работати братьи, и сотвори его угодна на всяку службу, та же и во мнишеский (монашеский) образ оболк (облек) его и присовокупи к братьи, и спасе душу его.
Паки же во ино время, по обычаю, прилучися (приключилось) преподобному к архиепископу ехати по тому же Великому мосту, и новгородцем иного осуженна приведшим вкинути в реку с Великого мосту, таков бе обычаи градцкои. Сродници же его со множеством народа падше пред ним, со многими слезами плачюще и молящуся преподобному, чтобы благословил народ и отпросил осуженнаго сродника их от лютыя смерти. Он же не по них озреся на них (не посмотрел на них), повели слузе борзо ехати мимо их. Сродницы же реша: «Грех ради наших преподобный не послуша моления нашего. Пред малыми денми, никим же молим, сам встав, начя благословляти народ и отпросил осуженника у народа и у супостат. И ныне, нами много молим, презре моление наше. Что есть се, не вема».
И приведше священоиереи к осуженному, молиша поновити его и причястие дати. И священник понови его и причастие дал, отиде от осуженнаго. Приставше и супостатнии его, сринуша его с мосту, и сродници же его, вземше мощи его, погребоша его, яко же и прочих осужеников.
В обитель же приеха преподобный, вспросиша его старци, бывшей с ним, и видившеи обое: «Что убо бысть, господине отче, яко оного осужденна никим же молима избавил еси от горкия смерти прошением своим, и велико почение показа о нем, и в мнишескии образ повел его пострищи и к дружине причести, сего же презрел еси, народу и сродником его молящимся тебе о избавлении его. Ты же никако послуша моления их. Скажи нам, Бога ради, отче, нами молим».
Он же отврз священная своя уста, глагола им, яко: «Вем и аз. Вы убо внешни очима зряще, внешняя и судите, аз же сердечныма очима смотрех, яко он првыи осуженныи, его же испросих у народа, человек в мнозех гресех бяше, и осужен в правду. И яко осудиша его судья, прииде раскаяние в сердце его, и не бе помогающаго ему, мнозем супостатом сущим. Но не прииде чяс его. Аз же видев, яко имать веру спастися, испросих его и устроих о нем, яко Господеви годе. Другии же, иже по нем осуженныи человек, без правды осужен бе по напрасньству. И видех, яко мученическою смертию умирает, и венец ему от Христа предлежит. Не бе потребно моление мое о нем, Христа бо имат помощника и избавителя. Вы же о сем не соблажняитеся». Братья же поклоншеся ему, вземше прощение, прославиша Бога, прославляющаго святыя своя и творящаго дивная и преславная, Ему же слава ныне, присно и в веки веком».
В публикации использованы материалы из книг и статей: Д. Б. Терешкина "Святой в пространстве города (на материале памятников новгородской агиографии" и А. Г. Бобров "Повести древних лет".
На фото картина Юрия Павловича Карпенко "Самосуд. Из жизни Варлаама Хутынского", 1994,
#свято_елисаветинский #сем #ВарлаамХутынский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3