26 октября Православная Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери
Греческий синаксарий, составленный в честь и память священной Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Вратарница, и помещенный в «Великом Синаксарнике Православной Церкви», содержит сказание о принесении в Москву Иверской иконы Божией Матери при царе Алексее Михайловиче:
«К середине XVII в. в Иверском монастыре насчитывалось 365 монахов, которые, нуждаясь во вспоможении, просили в молитвах Пресвятую Вратарницу, как любящую Матерь и единственную Заступницу обители, взять на Себя заботу об их благосостоянии. И Владычица, как будто сказав: «Вы заботьтесь о душах ваших, а Я готова помочь в ваших материальных нуждах», – поспешила изыскать средства для монастыря.
И откуда же? От русского самодержца Алексея Михайловича. Каким образом? Посредством следующего благодатного чуда. Дочь названного самодержца тяжело заболела. У нее случился паралич ног, и, по мнению врачей, она была обречена быть навсегда прикованной к постели, поскольку болезнь сия считалась совершенно неизлечимой. Несказанная печаль объяла тогда великодержавных родителей ее.
Но в момент ее наибольшего отчаяния предстал ей иной врач – прекрасная и солнцеобразная Царица, Которая явилась страждущей во сне и ободрила ее, обещав совершенное исцеление, сказав: «Скажи отцу своему, чтобы принес из Иверской обители Мою икону, именуемую Вратарница». Действительно, на следующий день было отправлено посольство к патриарху Константинопольскому Иоанникию, который повелел иверским отцам пойти навстречу просьбе благочестивого царя – единственного покровителя Православной веры – и принести святую икону Вратарницы ко одру царевны.
Монахи же, услышав это повеление, пришли в изумление и недоумение, поскольку боялись, что божественная Вратарница не возвратится к ним из России. Пребывши несколько дней в раздумьях, они решили послать не саму икону, а ее список. Новую икону поручили написать добродетельному иконописцу иеромонаху Иамвлиху. Освященной водой сначала омыли саму икону, а затем – кипарисовую доску, на которой должна была изобразиться новая икона. Тогда же иконописцу были переданы частицы святых мощей, которые были растерты в порошок и добавлены в краски. Сам же он трудился, соблюдая строгий пост, вкушая пищу только по субботам и воскресеньям, когда вся братия совершала всенощное бдение. Когда копия иконы была сделана, она была послана в качестве Вратарницы в Россию.
В день, когда сопровождавшее честную икону посольство должно было прибыть в Москву, весь народ стольного града во главе с царствующей четой и патриархом Иосифом вышел на встречу. В то же время болящая царевна, не зная о происходящем, стала звать к себе свою матерь, после чего услышала от служанки следующее: «Сегодня грядет Вратарница исцелить тебя, и все вместе с твоей матерью вышли встречать ее». Тогда вскричала отроковица: «Что?! Грядет Пречистая – а меня оставили?!» И тотчас спрыгнула со своего одра, стала прямо, быстро оделась, спустилась вниз по лестнице и быстро побежала по улицам города. Найдя ожидавший икону народ и встретив своих родителей, она начала укорять их за то, что не взяли ее с собой. Великое изумление объяло тогда всех, так что никто не мог произнести слова, лишь только слышались радостные рыдания и плач.
Всеобщее волнение и умиление охватило всех в тот момент, когда к месту собрания с одной стороны подходила Госпожа Вратарница, а с другой подбегала парализованная, ставшая совершенно здоровой. После молебна и поклонения иконе царь повелел всечестную икону Госпожи Богородицы «Вратарница» поместить, как драгоценное сокровище, в сооруженную для нее часовню возле врат столицы, чтобы народ поклонялся ей как всепетой Вратарнице города и хранительнице всей России».
Русскоязычные источники причиной принесения копии иконы полагают просьбу архимандрита Никона, будущего патриарха, к монахам Иверской обители на Афоне, но греческое сказание вносит существенное дополнение к истории установления празднования Иверской иконе на Руси, поскольку православный праздник всегда связан с чудесным проявлением божественной благодати в жизни верующего народа.
В публикации использованы материалы из статьи профессора архимандрита Иоасафа (Мороза) "Сказание о принесении в Москву Иверской иконы Божией Матери в 1648 г."
На фото Иверская икона Божией Матери письма сестер Свято-Елисаветинского монастыря.
Братия и сестры, наши изделия вы можете заказать здесь: https://lavka-obitel.ru/ #свято_елисаветинский #монастырь #сем #иконы #БогоматерьИверская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4