30 сентября Православная Церковь празднует память Макарьевской иконы Божией Матери
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425—1462) преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.
17 сентября 1442 года около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии он услышал ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника.
Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейною». Позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской». На месте явления святой иконы позже был основан монастырь, также названный Макарьевским.
Когда в пустыни преподобного Макария были устроены церкви, эту икону поставили около царских врат, и, как говорится в церковных описях, она занимала место в иконостасе то холодного, то теплого собора более трехсот лет. Святая икона называется чудотворной, что подтверждается еще и тем, что после трех пожаров, бывших в обители в 1629 и 1690 гг., святая икона осталась невредимой. От иконы совершалось много благодатных знамений.
В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой. В 1717 году по указу Петра I и по благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона прямо называется «чудотворной».
Однако позднее, при настоятеле монастыря игумене Митрофане II, икона была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма было нанесено изображение Смоленской иконы Божией Матери.
Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 году при архимандрите Платоне. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы, известной к тому времени как Смоленская, был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская» и подписью тропаря и кондака. Судьба Макарьевской иконы неизвестна.
В публикации использованы материалы из книг "Настольная книга священнослужителя. Том 2", "Святоотеческая симфония. Начала познания вещей Божественных и человеческих" и "Монастыри Костромской епархии".
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьМакарьевская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6