19 сентября Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери «О Всепетая Мати» («Аравийская», «Арапетская»)
Такое именование иконы связано с тем, что на кайме мафория Богоматери написана по церковно-славянски строфа 13-го кондака Великого Акафиста: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа».
В русской иконописной традиции иконографический тип «О Всепетая Мати», или «Богоматерь Аравийская» («Арапетская»), известен с XVII в., но иконописцы не часто к нему обращались. Возникновение его не было связано с прославлением какой-либо конкретной святыни. Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая Мати» в Сийском иконописном подлиннике XVII в. называется «Арапскою». В иконописной практике начала XX в. можно встретить также название «Аравийская».
Икона представляет собой поясное изображение Богоматери, часто увенчанной царским венцом. Ее облачения обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. По кайме мафория идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо традиционных звезд изображены три три больших красных круга-солнца с изображением миловидной кудрявой головки - это ангелы, которые иногда истолковываются православными богословами как древний символический образ Троицы. Возможно, в представлении XVII в. такое иконографическое прочтение образа связывалось с Востоком, Египтом и Палестиной, что отразилось в именовании иконы «Арабской» или «Аравийской». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Великий Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавляшеся от злых…». Руки Богомладенца, одна из которых обозначена только кистью на уровне лика, подняты и лежат на груди Богоматери.
Хотя традиция относит явление этой иконы к 1-му веку, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии, в основе современной иконографии образа, очевидно, лежат поствизантийские произведения, восходящие к итальянским образам Мадонны XIV–XV веков. В Россию иконография «О всепетая Мати» попала посредством украинской и белорусской гравюры, адаптировавшей к православию множество западных сюжетов. А укоренение ее связано с деятельностью купцов-солепромышленников Строгановых, интересовавшихся редкими, в том числе греческими по происхождению сюжетами.
Н. С. Лесков особенно почитал икону «О всепетая Мати» и в рассказе "Чертогон" описал образ, находящийся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее. Покаяние Ильи Федосеевича, дяди рассказчика в рассказе, происходит через обращение к этой иконе Божией матери. Богородица выступает как просветительница и путеводительница.
Специального акафиста для чтения перед иконой Божией Матери «О всепетая Мати» нет. Этот образ – редкий, и для него акафист не написан, а если и написан, то не издан для общего пользования. Поэтому для молебна перед этим образом позволительно взять Великий акафист Пресвятой Богородице.
Великий акафист Пресвятой Богородице, Икос 11:
Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая радость. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.
В публикации использованы материалы из "Энциклопедии православной иконы" и статей: Н. И. Комашко "О некоторых иконографических типах Богородицы начала XVIII", А.С. Преображенский "Росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске", Цодикович В. К. "Семантика и происхождение иконографии Богоматери «О всепетая Мати...»", Е. С. Шкапа "Роль иконы в святочных рассказах Н. С. Лескова" и заметки об иконе «О, Всепетая Мати» на сайте Храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
На фото фрагмент иконы «О всепетая Мати», Мстера, кон. 19 – нач. 20 вв.
#свято_елисаветинский #сем #иконы #БогоматерьОВсепетаяМати
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1