Текст к фото (литографии):
Литография автор неизвестен. Григорий (настоящее имя — Готхельф) Иванович Фишер фон Вальдгейм (1771 — 1853гг.) Основные направления научной деятельности: зоология, геология, палеонтология, систематик живой природы; с 1791 г. — доктор медицины, с 1819г. — академик С.-Пб АН, с 1832г. — заслуженный профессор.
__________________________________________________
ФИЗИКИ VS ЛИРИКИ. СКОЛЬКО СТОИТ ЧУДО
Вся Москва шепталась о прекрасной жемчужине, естественно, всем было интересно узнать, сколько она стоит. Оценить жемчужину пытался учёный, естествоиспытатель, заслуженный профессор Московского университета, Григорий Иванович Фишер фон Вальдгейм, часто бывавший у Зосимы. Потрясенный и обескураженный идеальной красотой, он написал про жемчужину книгу, которая была издана в 1818 году в Москве.
Итак, в «Опыте о несравненной жемчужине» профессор Г.И Фишер проводит сравнительный анализ ювелирных свойств самых известных и дорогих жемчужин в мире. Вся информация: описательные характеристики, имена владельцев, даты, цены в переводе на текущий курс рубля, краткие «жизнеописания» и проч., и проч. И заметьте, в библиографии к книге сплошь и рядом только научные труды, разве что только Светоний «подкачал». Это просто «Клондайк! Эльдорадо!» — так, кажется, от восхищения кричал классик, и мы полностью с ним согласны. Два шара в левый угол! Гол в пользу физиков!
Спасибо, Готхельф Иванович!
Действительно, огромная удача, что Зосима тяготел к учёным, а не к поэтам. Представляете что было, если бы вместо научного и беспристрастного исследования учёного-естествоиспытателя, у нас были стихотворные строки! В этом случае любые свидетельства о жемчужине можно было бы трактовать как литературный вымысел и художественные образы. Именно это и раздражает больше всего, когда пытаешься разобраться в «жемчужной» теме, читая западную литературу. Особенно сильно «лирическое» начало в изданиях начала ХХ века, просто «до краёв» переполненных художественными инсинуациями.
В своей книге профессор Г.И. Фишер поименно перечисляет и даёт краткие характеристики самым дорогим и известным жемчужинам на то время. По его мнению ни прекрасная жемчужина-парагон, которую проглотила Клеопатра на пиру, ни та, которая подарена была Юлием Цезарем Сервилии, из которых первая, по словам Плиния, стоила 5 миллионов, а другая - более миллиона рублей; из «новейших»: ни панамская жемчужина Филиппа II, вывезенная из Панамы в 1579 году (размером с голубиное яйцо, а формой похожая на грушу), за которую заплачено было миллион, ни принадлежащая Персидскому Шаху стоимостью 1.840,00 рублей, ни та, которую Венецианская Республика поднесла Сулейману, стоимостью в 400,000 рублей, ни та, которую Папа Леон Х купил у одного венецианца за 352,000 рублей, ни та, в которой в 1605 году одна дама являлась на Мадридских праздниках, стоимостью 31.000 червонных – ни одна из этих жемчужин не является скатной. Все они, хотя и превосходят жемчужину Зосима в размере, но имеют или грушевидную, или овальную форму, или вообще - парагоны, они не имеют того глянца и серебряного блеска, которые имеет жемчужина Зосимы, и оттого кажется как бы прозрачной, и поэтому уступают ей в совершенстве и красоте.
Профессор не смог оценить чудо, сослался на субъективные факторы, которые в большей мере влияют на цену драгоценностей, особенно когда речь заходит о бриллиантах и жемчужинах, но описал свои эмоции от встречи с ним:
«Красота и совершенство её столь поражают зрителя, что он не находит слов для изъяснения произведённого в нём чувства. Это случалось со мной, это случалось со всеми, которые видели Несравненную. И подлинно, надо собственными глазами видеть подобный предмет, чтобы чувствовать впечатление им производимое».
Нет комментариев