он угнал самолёт, был приговорён к смертно казни, а потом снял
«ВАРИАНТ «ОМЕГА» - СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ
Друзья давайте сегодня вспомним прекрасный советский фильм «Вариант Омега». Кстати, в основу которого положены реальные события. Фильм создан по сценарию Николая Леонова замечательным греческим режиссером с православными корнями – Антонисом Воязосом. Жизнь Антониса-Яниса Воязоса сама по себе достойна остросюжетного романа или фильма. Он родился в Салониках, юным восемнадцатилетним коммунистом со своими соратниками по партии угнал самолет, за что был приговорен к смертной казни. Понятно, что с таким приговором юному коммунисту только и оставалось, что эмигрировать в СССР. Там он сначала поработал токарем, пару лет поучился в Ташкентском театрально-художественном институте, а потом подался в Москву, во ВГИК, где учился в мастерской Михаила Ромма. Свои первые две игровые картины Воязос снял в 1960-х. «Вариант «Омега» стал его последней работой в СССР, вскоре после ее премьеры режиссер вернулся на родину, где продолжил свою творческую деятельность – в литературе, кино и театре…
На главную роль режиссеру в порядке приказа «предложили» актера Андрея Мягкова. Но Воязос уперся: «Только Даль!» Его стали стращать: актер пьющий, с конфликтным характером. Но Воязос владел достоверной информацией, что Даль «зашился». Словом, слышать больше ни о ком не хотел, а фильм с рабочим названием «Не ради славы» уже запущен, деньги государственные «тикают», пора выезжать в экспедицию в Таллин, где разворачивается место действия фильма…
Из-за чего съемочная киногруппа шутя называла этот телепроект «Вариант Олега»…
Этот фильм собрал созвездие гениальных актеров – Олега Даля, Евгения Евстигнеева, Александра Калягина, Елены Прудниковой. Он посвящен борьбе советской разведки с немецкой во время Сталинградской битвы и срыву планов немцев по дезинформации советского командования относительно вступления Японии в войну. На мой взгляд, он содержит целый ряд внутренних, глубинных, скрытых смыслов.
Начнем с заглавия – «Вариант Омега». Казалось бы, с ним все просто: это закодированное название крайнего варианта операции, когда разведчик Сергей Скорин, выступающий под именем капитана Пауля Кригера, раскрывается перед резидентом немецкой разведки и провоцирует свой арест. Таким образом, смысл названия «Омега» – конечная точка. Те из зрителей, кто не утратили связи с Православием, могли помнить слова Христа из Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). И действительно, фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Это впечатление возникает не только благодаря кадрам военной кинохроники, в которой показываются грандиозные битвы за Севастополь и Сталинград – рушащиеся здания, затопленные корабли и самолеты, гибнущие солдаты, в которой ощущается предельное напряжение войны на ее переломе. Апокалиптичность фильма следует понимать шире и глубже – как картину борьбы добра и зла, которая проходит не только по границе фронта, но и по душам человеческим.
Советские разведчики и подпольщики – Сергей Скорин, дядя Петер и связная-цветочница Эвелина – дилетанты. Сергей – в прошлом филолог, хрупкий интеллигент, Эвелина – воспитательница детского сада, Петер – вполне мирный человек. Им противостоят вооруженные до зубов профессионалы, знатоки своего дела – Целлариус, Шлоссер, Маггиль – настоящая машина уничтожения. Но побеждают не они. Справедливы слова: «Дилетанты построили Ноев ковчег, профессионалы – Титаник». В конце фильма фашистский «Титаник» идет ко дну. В поединке Давид-Голиаф побеждает Давид.
Возникает вопрос: почему? Ответ коренится в ключевом слове «любовь». Как сказал Данте: «Любовь, что движет солнце и светила». «Любовь – грозное оружие», – замечает начальник Сергея Симаков. Это светлое чувство проявляется в фильме по-разному. Во-первых, это дружба Сергея Скорина и Константина Петрухина, их единомыслие, вплоть до общего «языка цветов». Константин возвращает Сергею доверие его возлюбленной Лены, при этом идет на риск, сообщая молодой женщине (которая считала себя обманутой и покинутой) секретные сведения о пребывании Сергея у немцев. Далее – любовь Сергея и Лены, прошедшая жесткое испытание разлукой, их брак, заключенный накануне отъезда Сергея в Таллин. Знаменательны ее слова, переданные Сергею: «Я буду любить и ждать».
Ее портрет – сигнал для Сергея и приветствие с Родины, из иного мира. И главное – огромная любовь к Родине и вера в Победу. Уже арестованный Сергей Скорин (по легенде – капитан Пауль Кригер) в момент штурма Сталинграда говорит: «Фашизм будет разгромлен, а потом – суд».
Эта сила любви и сострадания дает возможность Сергею вынести невиданное напряжение и неслыханные испытания. Смысловым центром является сцена в пыточной комнате гестапо, когда штурмбанфюрер Маггиль, желая «расколоть» Пауля Кригера, пытает в его присутствии советского военнопленного, «взывая к его гуманизму». Сергей не может выдать военную тайну на допросе и не может дистанцироваться от пытки соотечественника. Он отвечает единственным оставшимся образом и принимает его боль в себя. Позднее доктор констатирует болевой шок, к удивлению палача Маггиля: «Мы же пальцем его не тронули».
Молчание Сергея Скорина и его расширяющиеся от боли глаза создают образ удивительной силы, который может быть прочтен в связи с архетипом Христа, принимающего на Себя нашу боль и наши раны.
Сам вариант Омега в этом контексте может быть прочтен в рамках типологии сошествия во ад и «богословия Божественной хитрости»: Христос идет на смерть, добровольно предает Себя дьяволу и аду как некую приманку, «удицу льщения», польстившись на которую, дьявол и ад погибают со всеми своими ухищрениями. Главный герой фильма провоцирует свой арест, отдается в руки фашистов, идя на почти верную смерть, и проваливает всю их хитроумную дезинформационную операцию, от которой во многом зависит судьба войны. И побеждает он силой любви.
Напротив – мир фашизма построен на конкуренции и ненависти, в том числе и внутри системы. Соревнуются и подсиживают друг друга служба безопасности и разведка – СД и Абвер. Нам наглядно показан мир гипертрофированных конкурентных отношений. А в конечном счете, мир преисподней. Начальство – конкретно Гитлер и глава Абвера адмирал Канарис – жестко требуют немедленных результатов, грозя в противном случае беспощадной расправой. Перед нами закон, четко обозначенный в «Письмах Баламута»: «Принеси пищу или сам стань ей». Ясно и четко этот закон формулирует начальник разведшколы, циник Целлариус: «При исполнении приказа фюрера существует единственное правило – вовремя убрать свою голову из-под топора. И поставить под него чужую».
Конечно, среди палачей есть свои градации. Целлариусу процесс войны и уничтожения интересен как блестящая шахматная комбинация: для него гибель людей – сродни снятию шахматных фигур с доски. Маггилю процесс пыток и казней не очень приятен: он по-своему несколько сентиментален. «Когда в доме резали скотину, я всегда переживал». На допросах в ушах у него – ватные шарики. Он относится к своим жертвам как к скотине: жалко, но резать надо, потому что кушать надо. Надо жить, и жить хорошо – любой ценой. Маггиль уверен, что советский разведчик будет на него работать и выдаст подполье, потому что Иудин грех, предательство, для него самого естественно. Но он жестоко просчитался, оказавшись в результате побега «капитана Кригера» на фронте.
И, наконец, Вальтер – квинтэссенция палаческого ремесла. Доктор Менгеле. Белый халат- символ самой гуманной профессии – становится символом палача, а «аптечка» – хранилищем пыточных инструментов. Свое жуткое дело совершает с шуточками, со знанием дела, анатомии и физиологии человека, и – с полной бестрепетностью. Значимый символ, связанный с ним, – черные очки: глаз как очей души у него как бы нет – из них льется чернота преисподней. Белизна его халата и белизна пыточной комнаты – символ девятого и последнего круга Дантова ада, наполненного блистающим белоснежным льдом. Отметим только, что в девятом круге Дантова ада караются предатели. И кадр в конце – убитый Вальтер – черный человек на белом снегу – знаменует возмездие для предателя, предавшего все человеческое.
В этот мир и попадают два мечтателя и энтузиаста. В отличие от своих коллег, Георг фон Шлоссер и Лотта – люди с принципами и идеями. «Должны же быть какие-то правила», – восклицает майор Шлоссер.
И, однако, этот интеллектуал становится доктором Фаустом. Идя на сотрудничество с холодным циником Целлариусом и кровавым мясником Маггилем, он заключает своего рода контракт с дьяволом. «Палач Вальтер и барон фон Шлоссер», – ядовито, но справедливо замечает Пауль Кригер. Действительно, аристократ, офицер, разведчик сотрудничает с гестапо. С Маггилем и Вальтером.
И Шлоссер падает всё глубже и глубже. Выдачу разведчика Пауля Кригера (Сергея Скорина) гестапо он оправдывает войной и невозможностью соблюдать общечеловеческие правила во время войны с русскими. Он уже готов заявить, что не исходит из позиций добра и зла. Лживость и безнравственность подобной позиции настолько очевидна для Лотты, что у нее нет сил дослушивать напыщенные речи майора Шлоссера: она откланивается под первым предлогом.
Вторая фаза его падения – провокация против полковника генштаба Редлиха, болтливого отца семейства, доверчивого человека, которого, подпоив, провоцируют на разглашение государственной тайны и делают агентом русского разведчика. Да, Шлоссер не хочет, чтобы полковник пострадал из-за своей откровенности, он сопротивляется его аресту и передаче его гестапо, но делает это весьма вяло, поскольку арест Редлиха с его последующей гибелью – гарантия успеха операции по дезинформации советского командования. Однако постепенно к нему приходит прозрение. Он по-новому переосмысляет ключевой для немецкого сознания языческий миф о Зигфриде – богатыре, победившем страшного дракона и ставшем жертвой предательства. Песнь о Нибелунгах, героический эпос Германии, на поверку оказывается не более чем повестью о череде предательств и убийств, и не только отражением прошлого, но зеркалом страшного настоящего.
И, наконец, последней каплей является арест Лотты. Для Фауста – фон Шлоссера – она является его Маргаритой, которую он чуть не погубил, впутав в жестокую игру, в мужскую драку, и невольно выдав на расправу бесу – Маггилю. Тот ужас, который она испытала, постоянно слыша крики пытаемых, послужил для наивной Лотты, решившей когда-то поиграть в разведчицу, самой лучшей антифашистской агитацией: «Не думала, что люди, особенно немцы, могут стать такими зверьми». Но не только для нее. Катастрофа, когда Георг фон Шлоссер узнает о провале операции, дала возможность проявиться тому, в чем он не смел себе признаться, а именно – что он служил не Германии, а фашизму, служил злу и лжи. Наконец он понимает, медленно и с трудом, что у фашизма – иная мораль.
Характерны слова Сергея Скорина: «Мои друзья с радостью умрут за меня. Кто умрет за вас, барон?» Георг фон Шлоссер выходит из игры. Он исцеляется и от своего наигранного аморализма, и от своих иллюзий, и своего карьеризма. Неизвестно, будет ли он помогать советской разведке, но очевидно, что служить Гитлеру не будет уже никогда.
«Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), и в этом фильме, как и во многих других выдающихся произведениях советской культуры, проявились, несомненно, христианские мотивы и смыслы. Один из которых – тема Победы как новой огненной, светозарной Пасхи – звучит рефреном во всех сериях этого замечательного фильма:
Где он, этот день, И на каком календаре, как пламя, он алеет?
Где он, этот день? В каких краях его искать, в каком году?
Где он, этот день? Я через всё смогу пройти, я всё преодолею,
Лишь бы наступил он,Этот самый долгожданный,
Заревой, победный день ... — негромко, без пафоса поет Олег Даль. Он вообще умел все делать очень профессионально, но не выпячивая свои таланты. Михаил Козаков вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвело пение Даля под гитару на Дина Рида. Тот спросил: «Где купить ваши диски?» Негде… Ни где…
Как ни скажи — ответ один: так мало сумел реализоваться этот талантливый человек.
Сам Даль сильно сомневался, стоит ли связываться с неизвестным режиссером и этим фильмом: свежа была горечь «Земли Санникова», которую он, несмотря на зрительский успех, считал халтурой. После этой картины он от многих предложений стал отказываться.
Даль серьезно поговорил с Янисом Воязосом и результатом беседы остался доволен. Более того, стал надеяться, что сможет, наконец, создать лучший образ киногероя в своей биографии. В одном из редких интервью он сформулировал свое отношение к роли: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки — мои, слова — мои, мысли — мои… Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения… В моем Скорине — та самая прелестная «страннинка», которая привлекает меня в людях».
В 1975-м ленту с удовольствием посмотрели телезрители — и она понравилась! В том же году фотография Олега Даля появилась на обложке журнала «Советский экран».
Фильм «Вариант «Омега» черно-белый (и смотреть его нужно черно-белым, а не раскрашенным). Эстетика картины очень сдержанная, без внешних эффектов, минималистичная ‒ ничего лишнего. Он имеет особый стиль, особую атмосферу, чуть холодноватую, но с большой глубиной и энергетикой. Такие фильмы необходимо смотреть и пересматривать ‒ и не только 9 мая. Подвиг наших разведчиков был труден и опасен, но своим мужеством, смелостью они приближали Великую Победу.
"Мой адрес - Не дом и не улица, Мой адрес - Советский Союз"
///////////////////////////////////// Back in the U.S.S.R. - дубль 386
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев