Когда началось строительство узкоколейки Запрудовка – Белорецк, у владельцев белорецких заводов немецкой компании Вогау появились большие планы на развитие металлургии в белорецком округе
Схема не достроенной узкоколейки в районе Укшук.
. Раз строящаяся узкоколейка должна была обеспечивать круглогодичный сбыт продукции, то оставалось решить вопрос с рентабельной доставкой руды с Магнитной горы, вместо устаревшей транспортировки руды конной тягой за сто километров.
Выемка в точке 1 на схеме.
Лощина в точке 1 на схеме.
Естественно выбор был сделан в пользу продолжения узкоколейки к Магнитной горе. Все эти планы при исполнении их давали возможность в несколько раз увеличить производство металла на белорецких заводах, для этого предполагалось построить новые доменные печи в районе реки Укшук, а на белорецком заводе реконструировать действующие.
Лощина в точке2
Лощина в точке3.
Ещё когда шло строительство запрудовской дороги, от Белорецка до Магнитной горы были сделаны проектные изыскания по будущему маршруту узкоколейки через хребет Уралтау. В 1913 году были начаты земляные работы по намеченному пути, на склонах хребта Уралтау строилась насыпь для полотна узкоколейки, на крутых склонах прорезались полки-террасы, прорубались выемки в скальных встречных гребнях. Только в местах где полотно узкоколейки подходило к лощине где протекал ручей, а также весной текли бурные потоки талой воды, оставлялось место-прогал в насыпи для последующей постройки там водопропускных тоннелей и мостов
Точка 6 возле станции Укшук.
Точка 5 возле новой развилки автотрассы.
В точке 4 кафе построено на насыпи узкоколейки.
Такие же работы шли и по ту сторону хребта Уралтау, так возле посёлка Абзаково до сих пор есть место где было подготовлено полотно для узкоколейки. Но все работы были остановлены в связи с началом войны 1914г и с невозможностью немцам вести крупные дела в России так как поднималась патриотическая волна против немцев, с которыми шла война
Терраса на склоне Татарского ключа
Точка 9. Крутой склон к Татарскому ключу.
Выемка в скале. Склон обращённый к Татарскому ключу.
После всех революционно-гражданских событий пришедшие к власти большевики пересмотрели все планы, и наметили свои, теперь руду решили доставлять с Тукана, и начатая дорога к Магнитной горе стала не нужна. Но проделанная нашими предками 110 лет назад работа не исчезла, все насыпи, террасы и выемки ещё до наших дней используются, по ветке узкоколейки проезжают ягодники и грибники, покосники и лесорубы но по большей части путевые рабочие которые обслуживают новую ширококолейную жд Магнитогорск-Белорецк, построенную в 1961г и которая проходит паралельно не достроенной узкоколейке всего в сотне метров от неё. Предположу что большинство даже и не подозревает по какому пути они передвигаются
Точка с которой внизу видно жд Белорецк-Магнитогорск.
Возле Белорецка в районе станции Укшук находится самый большой отрезок подготовленного полотна узкоколейки длиной более 10км. Этот отрезок идёт выше новой железной дороги Магнитогорск – Белорецк то приближаясь к ней то немного отдаляясь. Вероятность что это полотно узкоколейки 100%, проверено. Самое низкое место её в районе мусульманского кладбища, упирается в объездную автодорогу, оттуда она набирает высоту и заканчивается на просеке-ЛЭП по ту сторону первого хребетика.
Точка 11 на схеме, выемка.
Точка 12. Лощина и насыпь с прогалом.
. Всё можно увидеть на схеме, которая прилагается, также на схеме есть точки с цифрами, коим соответствует фотография этого места с такими же цифрами. Далее места доходящей до ЛЭП узкоколейка пока не определяется, даже если была построена в том месте, уж больно сложный рельеф там, а может быть участок далее в том месте и не начинали строить, ведь дорогу строили отдельными участками. Было бы интересно узнать в каком месте проектанты предполагали перевалить главный хребет Уралтау, хоть и есть какие то сведения что новая жд Белорецк – Магнитогорск на перевальном участке совпала с не достроенной узкоколейкой, но это пока не 100% истина. Может кто то обладает этими сведениями и поделится такой интересной информацией.
Согласно А.А.Ткачёву в советские времена пытались возобновить стройку у/ж/д Белорецк-Магнитная. В начале ВОВ построили ж/д Магнитная-Ташбулатово, от которой отошла ж/д ветка к Кусимовскому марганцевому руднику.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3