В комментарии (Видео) на Русском…. /азери/…
УМАР СУЛЕЙМАН АЛЬ-АШКАР
БОЖЕСТВЕННЫЕ АТРИБУТЫ В КОРАНЕ И СУННЕ
Категории божественных атрибутов
Как уже было отмечено, второй путь познания Аллаха — изучение текстов Корана и сунны, повествующих непосредственно об Аллахе и разъясняющих Его имена и атрибуты. Это светлый путь с безопасным концом, поскольку знание об Аллахе, полученное из Его слов и речей Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, не оставляет места сомнениям и неопределённости.
При рассмотрении большинства вопросов мы будем цитировать сами священные тексты, потому что они более выразительны и понятны, чем высказывания людей. Мы не будем интерпретировать эти тексты и искажать их смысл в угоду суждениям некоторых людей. Наоборот, это люди должны менять свои взгляды и критерии, приводя их в соответствие со священными текстами.
Но прежде чем перейти к рассмотрению собственно атрибутов (качеств) Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, отметим, что они делятся на две категории:
а) атрибуты, которые человеческий разум не способен постичь самостоятельно, т. е. о которых мы узнаём только из священных текстов, например, рука или лик Аллаха;
б) атрибуты, которые можно постичь путём размышления, например, могущество и мудрость. Мы не станем рассматривать все божественные атрибуты, но, если на то будет воля Всевышнего, упомянем некоторые из них, чтобы представление об этом вопросе было полным.
Сущность и самость Аллаха
Пречистый Аллах имеет сущность (зату-Ллах), которой присущи качества совершенства и чужды любые недостатки. Каждый, кто читает Коран, приобретает твёрдое знание о том, что у Аллаха есть сущность: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон» (сура 2 «Корова», аят 255);
«Скажи: “Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему”» (сура 112 «Очищение веры», аяты 1-4).
Когда неверующие собрались убить Хубайба, он сказал:
Если я буду убит как мусульманин,
Меня не волнует, как я умру.
Это ради сущности Бога, и если Он пожелает,
То благословит моё разорванное тело (Фатх аль-Бари. Т. 13. С. 381).
Сущность Аллаха не похожа на сущность творений, равно как и Его качества нисколько не похожи на качества творений. Аллах совершенен, и нет ничего более совершенного. Между тем творения непременно обладают какими-нибудь недостатками. По меньшей мере, каждый из них нуждается в ком-либо.
Отрицая какое-либо сходство между Собой и творениями, Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11).
Всевышний также имеет самость (нафс), соответствующую Его совершенству и величию. Она не похожа на души и самость творений. Аллах сообщил об этом в ясных коранических аятах и сказал: «Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши знамения, говори им: “Мир вам! Ваш Господь предписал Себе проявлять милосердие, и если кто-нибудь из вас сотворит зло по неведению, а затем раскается и станет совершать праведные деяния, то ведь Он — Прощающий, Милосердный”» (сура 6 «Скот», аят 54). Таким образом, Аллах сообщил, что Ему присуща самость и что Он предписал Себе быть милосердным.
В другом аяте говорится: «Скажи: “Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?” Скажи: “Аллаху! Он предписал Себе проявлять милосердие. Он непременно соберёт вас вместе в день воскресения, в котором нет сомнения”» (сура 6 «Скот», аят 12).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил кое-что об этом предписании. В хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над троном: “Моя милость опережает Мой гнев”». В другой версии сказано: «Моя милость одолевает Мой гнев». Об этом сообщили ал-Бухари и Муслим.
Признание самости Аллаха — это путь Божьих посланников. Так, пророк ‘Иса сказал Господу могущества: «Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Поистине, Ты — Ведающий сокровенное» (сура 5 «Трапеза», аят 116).
Обращаясь к Своему посланнику Мусе, Аллах сказал: «Ты пробыл многие годы среди жителей Мадйана, а теперь вернулся в срок, о Муса! Я избрал тебя для Себя» (сура 20 «Та ха», аяты 40-41).
Всевышний предостерёг рабов от Себя: «Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 30).
Аллах поминает про Себя рабов, которые поминают Его в душе. Ал-Бухари и Муслим в своих «Сахихах» передали рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну Его про Себя, а если он помянет Меня в обществе [других людей], то Я помяну его среди тех, кто лучше них”».
Поминание Аллаха рабами доставляет удовольствие Самому Всеблагому и Всевышнему Аллаху. Муслим (2726) передал со слов Ибн ‘Аббаса, что мать правоверных Джувайрийа рассказывала, как однажды ранним утром пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел от неё, чтобы совершить рассветный намаз. Она находилась в месте моления и продолжала сидеть там до тех пор, пока он не вернулся после восхода солнца. Он спросил: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» Она ответила: «Да». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выйдя от тебя, я трижды произнёс четыре фразы, которые перевесят всё, что ты произнесла с начала дня: “Пречист Аллах и хвала Ему [столько раз], сколько существует Его творений, [столько раз], сколько Ему Самому угодно, [столько раз], сколько весит Его трон, [и пусть для их записи потребуется столько] чернил, сколько [потребуется для записи] Его слов /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи ‘адада халкыхи ва рида нафсихи ва зината ‘аршихи ва мидада калиматих”».
Лик Аллаха
У Пречистого Аллаха есть лик (ваджх), который не похож на лица творений. Мы признаём это и верим в это, потому что Аллах сообщил об этом в Своём писании, а посланник, мир ему и благословение Аллаха — в своих хадисах.
Всевышний Аллах сказал: «Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (сура 55 «Милостивый», аят 27). Комментируя этот аят, Ибн Джарир сказал: «Слова “обладающий величием и великодушием” являются эпитетом божественного лика, и поэтому слово “обладающий” стоит в именительном падеже (марфу‘)».
Некоторые из наших заблудших предшественников не признавали существование лика Всевышнего Аллаха. Они полагали, что выражение “обладающий величием и великодушием” относится к Самому Господу. По их мнению, в данном аяте говорится, что величие и великодушие присущи не лику Господа, а к Нему Самому.
Опровергая данное суждение, Ибн Хузайма в «Китаб ат-таухид» (С. 21) пишет: «Такое мнение может высказать только тот, кто не знает арабского языка, потому что Аллах — велик Он и возвышен! — сказал: “Вечен лишь лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием”. Слово ваджх ‘лик’ здесь огласовано даммой и стоит в именительном падеже, а слово рабб ‘господь’ является определением к нему и стоит в родительном падеже. Если бы выражение ‘обладающий величием и великодушием’ относилось к Господу, то его следовало бы читать ‘обладающего величием и великодушием’».
Существование лика Аллаха также подтверждается Его словами: «Всё погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88).
ПОЛЬЗА ВЕРЫ В ЛИК АЛЛАХА
1. Стремление к лику Аллаха посредством праведных деяний
Узнав, что провозгласил Аллах, мы обязаны устремиться к Его лику посредством наших благих деяний, как нам было приказано в ясных аятах Корана. Любые поступки, совершенные не ради Аллаха, тщетны и бесполезны: «Всё погибнет, кроме Его лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88).
Мы должны раздавать пожертвования, стремясь к Его лику: «Но [награда] тех, которые раздают закят, стремясь к лику Аллаха, будет приумножена» (сура 30 «Римляне», аят 39).
Описывая Своих праведных рабов, Аллах сообщил, что они совершают поступки только ради Его лика, не желая ничего другого: «Мы кормим вас лишь ради лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (сура 76 «Человек», аят 9);
«[Богобоязненный] раздает своё имущество, очищаясь, не в оплату за милость, оказанную ему кем-либо, а только из стремления к лику своего Всевышнего Господа» (сура 92 «Ночь», аяты 18-20);
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его лику» (сура 18 «Пещера», аят 28).
В обоих «Сахихах» приводится хадис ‘Итбана ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах запретил огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к лику Аллаха» (аль-Бухари 425; Муслим 33).
2. Обращение к лику Аллаха за защитой
Именно так поступал Божий посланник , мир ему и благословение Аллаха. Передают со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что, когда был ниспослан аят: «Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху”», пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я прибегаю к Твоему лику». Потом было ниспослано:
«…или из-под ваших ног», — он сказал: «Я прибегаю к Твоему лику». Потом было ниспослано:
«…или привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других» (сура 6 «Скот», аят 65). Тогда он сказал: «Это легче» (аль-Бухари 7406).
Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что, ложась в постель, посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах, я прибегаю к Твоему щедрому лику, к Твоим совершенным словам от зла всего, что Ты держишь за чуб! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех! О Аллах, не потерпит поражение Твоё воинство, и не будет нарушено Твоё обещание, и бесполезно пред Тобой богатство обладающего богатством! Пречист Ты и хвала Тебе! /Аллахумма инни а‘узу би-ваджхика-л-кярим ва би-кялиматика-т-таммати мин шарри ма анта ахизун би-насыйатихи! Аллахумма, анта такшифу-л-маграма ва-л-ма’сама! Аллахумма, ля йухзаму джундука ва ля йухляфу ва‘дука ва ля йанфа‘у за-л-джадди минка-л-джадд! Субханакя ва би-хамдикя». Хадис передал Абу Давуд, а шейх ал-Арнаут назвал иснад хадиса хорошим.
3. Удовлетворение просьбы того, кто просит ради лика Аллаха
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Предоставьте убежище тому, кто просит его ради Аллаха, и дайте тому, кто просит ради лика Аллаха» (Сахих Абу Давуд 4260).
4. Желание взглянуть на лик Аллаха
Передают со слов ‘Аммара ибн Йасира, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил во время мольбы: «О Аллах, ради Твоего знания о сокровенном и Твоей способности творить, продли мою жизнь, если Ты знаешь, что жизнь будет для меня лучше, и упокой меня, если Ты знаешь, что смерть будет для меня лучше! О Аллах, я прошу Тебя [внушить мне] страх перед Тобой в сокровенном и явном, и прошу Тебя [помочь мне говорить] правдивое и справедливое слово в гневе и довольстве! Я прошу Тебя об умеренности в нужде и богатстве, и прошу Тебя о блаженстве, которое не закончится, и прошу Тебя об усладе для глаз, которая не прервётся, и прошу Тебя [помочь мне] быть довольным судьбой! Я прошу Тебя о приятной жизни после смерти, и прошу Тебя [позволить мне] насладиться взором на Твой лик, и прошу Тебя [помочь мне] стремиться к встрече с Тобой, чтобы не помешало этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути! О Аллах, укрась нас верой и сделай нас наставниками, следующими прямым путём /Аллахумма би-‘илмика-л-гейби ва кудратика ‘аля-л-халкы ахйини ма ‘алимта-л-хайата хейран ли ва таваффани иза ‘алимта-л-вафата хейран ли, аллахумма ва ас’алюка хашйатака фи-л-гейби ва-ш-шахадати, ва ас’алюка кялимата-л-хакки ва-л-‘адли фи-л-гадаби ва-р-рида, ва ас’алюка-л-касда фи-л-факри ва-л-гина, ва ас’алюка на‘иман ля йубиду, ва ас’алюка куррата ‘айнин ля танкаты‘у, ва ас’алюка-р-рида ба‘да-л-када, ва ас’алюка барда-л-‘айши ба‘да-л-маути, ва ас’алюка лаззата-н-назари иля ваджхика, ва ас’алюка-ш-шаука иля ликаика фи гейри дарраи мудырратин ва ля фитнатин мудыллятин, аллахумма зеййинна би-зинати-л-имани ва-дж‘альна худатан мухтадин» (Сахих ан-Насаи 1237, 1238).
Комментируя слова Всевышнего: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26), пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что под добавкой здесь подразумевается возможность увидеть лик нашего Могучего и Великого Господа. Приведя похожие высказывания Абу Бакра и Хузайфы, имам ал-Байхаки сказал: «На эту тему много сообщений, переданных со слов сподвижников и их последователей, да будет доволен ими Аллах» (Аль-Асма ва-с-сифат 1/308).
В «Сахихе» Муслима (181) приводится рассказ Сухайба о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Йунус», аят 26).
В обоих «Сахихах» приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будут из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике» (аль-Бухари 7444, 4878; Муслим 180).
ПОКРЫВАЛО НА ЛИКЕ АЛЛАХА
Передают со слов Абу Мусы, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Могучий и Великий Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он поднимает и опускает весы. Совершённые ночью деяния возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые днём, а деяния, совершённые днём, возносят к Нему прежде, чем деяния, совершённые ночью. Его покрывало из света (в версии Абу Бакра сказано: “из огня”), и если Он приподнимет его, то сияние Его лика сожжёт все творения, на которые попадёт Его взор» (Муслим 179).
Сомнения одного из передатчиков относительно слов «свет» и «огонь» не вредят хадису, потому что чистый огонь, со стороны которого Аллах обратился к пророку Мусе, тоже называют и светом, и огнём. Помимо того, Аллах назвал горящий в светильнике огонь светом. Что же касается чёрного огня, подобного пламени ада, то его никогда не называют светом.
Эти покрывала не позволяют рабам постичь Аллаха полностью (идрак). Облака и крыши домов тоже не позволяют людям увидеть солнце и луну, но под открытым небом солнце и луна ясно видны. Неправильно думать, что эти покрывала мешают Аллаху видеть. Мусульманин никогда не скажет такое, ибо ничто на небе и на земле не сокрыто от Аллаха. Но эти покрывала скрывают Его творения от Его сияния, как сказал об этом пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Если Он приподнимет его, то сияние Его лика сожжёт все творения, на которые попадёт Его взор». Таким образом, взор Аллаха постигает все творения, что же касается блеска и сияния, то они сокрыты за покрывалом из света или огня.
Две руки Аллаха
У Аллаха — пречист Он и возвышен! — две руки, которые соответствуют Его величию и совершенству. Они нисколько не похожи на руки творений. Всевышний сказал: «Обе руки Его простёрты» (сура 5 «Трапеза», аят 64). Укоряя Иблиса в непослушании и отказе от преклонения перед Адамом, Аллах сказал: «Он сказал: “О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя руками?”» (сура 38 «Сад», аят 75).
До нас дошло много хадисов, в которых наряду с восхвалением Всеблагого и Всевышнего Господа упоминаются Его руки и сообщается, что они исполнены блага. Так, Господь обратится к обитателям рая и скажет им: «О обитатели рая!» Они ответят: «Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (аль-Бухари 7518).
В день воскресения наш Господь воззовёт к Адаму, и тот ответит: «Я здесь и готов служить Тебе, и всё благо — в Твоих руках» (аль-Бухари 6530, 3348; Муслим 201).
В мольбе, которую посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал во время ночного намаза (кийам ал-лайл), говорится: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (Муслим 771).
Произнося тальбию, Ибн ‘Умар говорил: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (Муслим 1184).
РУКИ ГОСПОДА ПРОСТЁРТЫ
Пречистый Аллах щедр и простирает Свои руки, одаряя рабов: «Обе руки Его простёрты: Он расходует, как пожелает» (сура 5 «Трапеза», аят 64).
Он простирает Свои руки ночью и днём, чтобы принять покаяния рабов. Передают, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах простирает Свою руку ночью, чтобы покаялся тот, кто согрешил днём, и простирает Свою руку днём, чтобы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так продолжается до тех пор, пока солнце не взойдёт на западе» (Муслим 276).
ТВОРЕНИЯ, КОТОРЫЕ МИЛОСТИВЫЙ СОЗДАЛ СВОЕЙ РУКОЙ
Для Аллаха нет ничего невозможного, и стоит Ему пожелать чего-либо и сказать: «Будь», как его желание сбывается. Несмотря на это, Он оказал почтение некоторым творениям и создал их Своими руками, что указывает на их высокое положение и на заботу Аллаха о них. В писании Аллаха и в сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что Аллах создал Своими руками следующие творения:
1. Адам
Поэтому Всевышний Аллах сказал Иблису: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя руками?» (сура 38 «Сад», аят 75).
В длинном хадисе о заступничестве говорится: «Они придут к Адаму и скажут: “Ты — Адам, отец людей. Аллах создал тебя Своей рукой и поселил в Своём раю». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.
В хадисе о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Муса сказал Адаму: «Ты — тот самый Адам, которого Аллах создал Своей рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа…» (Муслим 2652).
Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что создал Адама Своими руками, и посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что люди, обращаясь за помощью к Адаму, упомянут это как самое славное из его достоинств. Пророк Муса тоже отметил эту особенность, которой Аллах почтил Адама. О каком превосходстве Адама над остальными людьми можно было бы говорить, если бы под рукой Аллаха здесь подразумевалось Его могущество?
2. Его рукой написана Тора
В некоторых версиях хадиса о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Адам сказал Мусе: «Ты — тот самый Муса, которого Аллах избрал для беседы с Ним? Он начертал для тебя Тору Своей рукой…» (Сахих Абу Давуд 3934; Сахих Ибн Маджа 65). В другой версии, упомянутой в обоих «Сахихах», говорится: «Аллах избрал тебя для беседы с Ним и начертал для тебя Своей рукой» (аль-Бухари 6614; Муслим 2652).
3. Его рукой сделана надпись, которая хранится возле Него
Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над троном: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”».
В другой версии говорится: «Поистине, до начала творения Аллах написал надпись: “Моя милость опережает Мой гнев”. Это записано у Него над троном» (аль-Бухари 7553, 7554; Муслим 2751).
Ибн Маджа передал хадис со слов Абу Хурайры в следующем виде: «До начала творения ваш Господь предписал Себе Своей рукой: “Моя милость опережает Мой гнев”» (Сахих Ибн Маджа 156).
Существование надписи, сделанной рукой Милостивого, подтверждается в сборнике «Китаб ас-сунна» Ибн Абу ‘Асима (608): «Завершив сотворение мира, Всевышний Аллах Своей рукой написал надпись, которая находится у Него: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”. И она хранится у Него над троном».
4. Его рукой посажены сады Эдема
В «Сахихе» Муслима (189) приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: — Муса спросил своего Господа: «Кто займёт самое низкое место в раю?» Он ответил: «Мужчина, который придёт туда после того, как обитатели рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли там свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь это, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь это и в десять раз больше в придачу, а также всё, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займёт самое высокое место?» Он сказал: «Те, кого Я пожелаю [поместить туда]. Блага для них Я взрастил Своей рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа».
Потом пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это находит подтверждение в писании Могучего и Великого Аллаха: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)». Аллах сообщил, что посадил сады для них Своей рукой.
ВЕЛИЧИЕ РУК АЛЛАХА
В писании Аллаха сказано: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в день воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его десницей» (сура 39 «Толпы», аят 67).
В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Аллах возьмёт в руку землю и свернёт небо Своей десницей, а потом скажет: “Я — Царь! Где же земные цари?”» (аль-Бухари 4812; Муслим 2787).
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Могучий и Великий Аллах свернёт небеса и возьмёт их правой рукой, а потом скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?” Потом Он свернёт земли левой рукой и скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?”»
В одной из версий говорится: «Я видел, как посланник Аллаха, стоя на минбаре, сказал: “Могучий и Великий Аллах возьмёт небеса и земли в обе руки, а потом скажет: “Я — Аллах! Я — Царь!” При этом он сжал и разжал пальцы. Тут я увидел, как нижняя часть минбара задрожала, и я подумал: “Неужели она упадёт вместе с посланником, мир ему и благословение Аллаха?”» (Муслим 2788).
ОБЕ РУКИ АЛЛАХА ПРАВЫЕ
В «Сахихе» Муслима приведены слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Потом Он свернёт земли левой рукой». Ал-Байхаки назвал иснад этой версии слабым и сказал: «Упоминание о левой руке встречается только в версии, рассказанной ‘Умаром ибн Хамзой со слов Салима. Этот же хадис передали Нафи‘ и ‘Убайдаллах ибн Муксим со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, и в нём не говорится о левой руке». Он также подверг критике текст хадиса: «Как он может быть достоверным, если достоверно известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал обе руки Аллаха правыми» (аль-Байхаки. Аль-Асма’ ва-с-сифат 1/324).
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Справедливые будут восседать возле Аллаха на тронах (манабир) из света, по правую руку Милостивого, и обе руки Его правые. Это те, которые принимают справедливые решения и справедливы со своими семьями и подчинёнными» (Муслим 1827).
[Рассказчики версии, в которой упоминается левая рука, заслуживали доверия, но учёные подвергли её критике за противоречие между ней и другими версиями, в которых ничего не сказано о левой руке. Но даже если версия ‘Умара ибн Хамзы достоверна, упоминание о левой руке, в принципе, нетрудно совместить с хадисом о том, что обе руки Аллаха правые. Шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Две руки Аллаха упоминаются во многих хадисах, и в них подчёркивается, что обе руки правые, но десница (правая рука) исполнена большей добродетели. Учёные говорят, что атрибутам творений присущи недостатки, и у человека левая рука уступает правой по силе и функциям, и именно левой рукой совершают неприятные действия, например, прикасаются к нечистотам и грязи. Поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что обе руки Господа благословенны, лишены любых пороков и недостатков, которые встречаются у творений. Тем не менее, десница Аллаха — лучшая из двух рук, о чём сказано в хадисе об Адаме: “Я выбрал правую руку моего Господа, и обе руки моего Господа правые и благословенные” (его передал ат-Тирмизи, и ал-Албани в комментариях к своду “Мишкат ал-масабих” (3/1322) назвал его достоверным — К. Э.), т. е. они лишены недостатков и не совершают непристойных поступков; напротив, все деяния Его исполнены либо милости, либо справедливости. В обоих “Сахихах” приводится хадис Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Десница Аллаха переполнена и не истощается от щедрых даров ночью и днём. То, что в деснице Аллаха, нисколько не уменьшилось от того, что Он раздал после сотворения небес и земли. Другой рукой Он [вершит] справедливость: возвышает и опускает” разъяснил, что правая рука Аллаха исполнена милости, а другая рука — справедливости. И хотя обе руки Его правые, милость всё равно превыше справедливости. Всякое благо от Аллаха есть милость, и это не исходит от другой Его руки. Поэтому нахождение праведников по правую руку Милостивого подчёркивает их превосходство. Коран тоже отдаёт предпочтение людям правой стороны над людьми левой стороны, хотя Аллах подвергнет их мучениям по справедливости. В хадисах и сообщениях тоже указывается на то, что попавшие в правую пригоршню будут счастливы, а попавшие в другую пригоршню — несчастны». См.:. Пророк Ибн Таймиййа, Ахмад ибн ‘Абд ал-Халим. Маджму‘ ал-фатава / Сост. шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Касим и Мухаммад ибн ‘Абд ар-Рахман. Эр-Рияд: Дар ‘алам ал-кутуб, 1412/1991. Т. 17. С. 92-93. — Прим. пер.]
Пальцы Милостивого
У Пречистого Аллаха есть пальцы (асаби‘), которые нисколько не похожи на пальцы творений. Они соответствуют величию и совершенству Всевышнего. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится следующий хадис ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда: «Однажды к пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл иудей и сказал: “Мухаммад, поистине, Аллах поместит на одном пальце небеса, на другом — земли, на третьем — горы, на четвёртом — деревья, на пятом — живые существа, а потом скажет: “Я — Царь!”» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, широко рассмеялся, так что можно было увидеть его задние зубы, а потом прочёл: «Не ценили они Аллаха должным образом» (сура 39 «Толпы», аят 67).
В одной из версий сообщается, что «посланник, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся от удивления и в подтверждение его слов» (аль-Бухари 7414; Муслим 2786).
В «Сахихе» Муслима (2655) приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, все сердца сынов Адама, словно одно сердце между двумя пальцами Милостивого, и Он изменяет его, как пожелает». Потом он сказал: «О Аллах, изменяющий сердца, направь наши сердца к покорности Тебе!»
Стопа Аллаха
Так называется одна из глав книги имама ал-Байхаки «Ал-асма ва-с-сифат» (1/348). В ней приводится несколько хадисов, и вот некоторые из них:
1. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Анаса ибн Малика, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Геенна будет повторять: “Нет ли добавки?”, пока Господь могущества не наступит на неё Своей стопой (кадам) так, что её части войдут одна в другую. Тогда она скажет: “Довольно, довольно, клянусь Твоим могуществом!”» В одной из версий говорится: «В раю свободное место останется до тех пор, пока Аллах не создаст для него существа, которые поселит там» (аль-Бухари 4848, 4849; Муслим 2848).
2. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «[Однажды] рай и ад стали пререкаться между собой, и ад сказал: “Мне отдали тех, кто высокомерен и надменен”. Рай же сказал: “И почему в меня войдут только слабые и бедные люди?” Тогда Всеблагой и Всевышний Аллах скажет раю: “Ты — Моя милость, которую Я оказываю тому из Моих рабов, кому пожелаю”. Потом он скажет огню: “Поистине, ты — Моё наказание, которому Я подвергаю того из Моих рабов, кого пожелаю”. Каждый из них заполнится. Но огонь не будет заполнен, пока Аллах не наступит на него Своей ногой. Тогда он скажет: “Довольно, довольно, довольно!” Лишь тогда он заполнится, а его части войдут одна в другую, и ни с кем из творений Аллах не поступит несправедливо. Что же касается рая, то для него Могучий и Великий Аллах создаст существа» (аль-Бухари 4850; Муслим 2846).
3. Передают, что Ибн ‘Аббас, комментируя аят: «Его Престол объемлет небеса и землю» (сура 2 «Корова», аят 255), сказал, что престол — это место для стоп (Мухтасар ал-‘улувв. С. 102).
Голень Аллаха
Мы обязаны верить в то, что у Аллаха есть голень (сак). Мы не можем отрицать этого, потому что Пречистый Господь сказал: «В тот день, когда обнажится голень, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (сура 68 «Перо», аят 42). Смысл этих слов разъясняется в хадисе Абу Са‘ида ал-Худри, переданном в обоих «Сахихах». В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь обнажит Свою голень, и тогда все верующие мужчины и женщины падут ниц перед Ним. А те, кто в мирской жизни падал ниц ради доброго имени, показывая себя перед людьми, останутся стоять. Они захотят совершить поклон, но их позвоночник превратится в один сплошной позвонок» (аль-Бухари 4419; Муслим 183).
Следует отметить, что признание голени Аллаха равносильно признанию Его руки, слуха, зрения и других атрибутов. Что касается высказывания Ибн ‘Аббаса о том, что под «обнажением голени» здесь имеется в виду тяжесть положения, то оно противоречит комментарию Ибн Мас‘уда, в котором сообщается о том, что это Господь обнажит Свою голень.
Как прекрасно сказал имам аш-Шаукани: «Аллах дал нам достаточное толкование данного аята, переданное в словах Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Оно не предполагает ни существования у Него телесной оболочки (таджсим), ни уподобления Его творениям (ташбих), ибо нет никого подобного Ему» (Фатх аль-Кадир 5/319).
Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Касир привели комментарий Ибн ‘Аббаса наряду с версиями хадиса, разъясняющего смысл коранического текста. Они не интерпретировали хадис вопреки его очевидному смыслу. Следовательно, они не видели противоречия между хадисом и суждением Ибн ‘Аббаса. В день воскресения положение действительно будет тяжёлым, и это не противоречит тому, что Аллах обнажит Свою голень.
---------
1).Вселенная в Хадисах (сунне)
2).Аяты Корана и научные теории о возникновении Вселенной
1).Ибн Мас’уд передал:
Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет, а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а АЛЛАh — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших*. Этот хадис приводится Ибн Маhди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубайша от ‘АбдуЛЛАhа ибн Мас’уда. Подобный же хадис приводит и аль-Мас’уди от Асима от Абу Ваила от ‘АбдуЛЛАhа. Хафиз аз-Заhаби, да смилостивится над ним АЛЛАh, сказал, что этот хадис дошёл до нас через большое количество цепочек.
Передают, что Абу Зарр аль – Гъифари рассказывал, что слышал как Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословения АЛЛАhа, сказал: «Семь небес по сравнению с престолом похожи на колечко, брошенное в пустыне, а превосходство трона над престолом подобно превосходству этой пустыни над этим колечком». Этот хадис передал Ибн Абу Шейба в книге «Сыфат аль–'Арш». Аль-Альбани, «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха»т.1 стр.223.
Ибн Мас’уд рассказывал:
«Однажды к посланнику АЛЛАhа пришёл один из иудейских учёных и сказал: “О Мухаммад! Мы считаем, что АЛЛАh [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: “Я — Царь”. Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами учёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они АЛЛАhа достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).
В ривайе у Муслима говорится: ...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясёт ими и скажет: «Я — Царь. Я —АЛЛАh».
В ривайе же, приведённой аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...».
Муслим приводит слова Пророка, да благословит его АЛЛАh и приветствует, переданные Ибн ‘Умаром:
В день Воскресения АЛЛАh свернёт небеса и возьмёт в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернёт все семь земель и возьмёт их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]).
УаЛЛАhу А'лям
2).Космогония – наука, изучающая происхождение Вселенной. Как и во всех остальных науках, в ней существуют теории и гипотезы, основывающиеся на фактах, которые можно проверить опытным путем. Впрочем, эти теории подвергаются пересмотру и корректировке по мере поступления новой информации и совершения новых научных открытий.
С другой стороны, в Священном Коране есть множество аятов, содержащих определенную научную информацию, которая находит свое подтверждение с течением времени.
Любопытно сопоставить данные, содержащиеся в священном Коране, и те факты, на которых базируются теории и гипотезы космогонии.
В суре «Пророки» Аллах говорит: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (Коран; 21:30).
В данном аяте описывается создание небес и Земли, которые сначала были соединенным целым, в котором были сжаты и вещество, и энергия. В Коране это состояние характеризуется словом رَتْقًا ("раткан", буквально «сшитое», «целое»)
Затем произошло мгновенное разъединение, которое в Коране охарактеризовано глаголом فتق («разрывать», «распарывать»).
В комментариях к данному аяту можно выделить общие моменты:
Небеса и Земля были одним, но совмещенным объектом и были разделены друг с другом на семь небес и семь земель.
Число сотворенных небес и земель подтверждается следующим аятом: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь». (Коран; 65:12)
После разделения небес и Земли пошёл дождь и на Земле начали произрастать растения.
Любопытно сравнить этот аят с теорией «Большого взрыва» – общепринятой космологической моделью, описывающей раннее развитие Вселенной.
В 1940 году советский физик-«невозвращенец» Джордж (Георгий) Гамов, эмигрировавший в США, основываясь на теории расширяющейся Вселенной, разработанной советским математиком и физиком Александром Фридманом, высказал предположение, что начало Вселенной положил большой взрыв.
Впервые термин «Большой взрыв» (Big Bang) применил известный британский астроном Фред Хойл в своей лекции в 1949 году.
В 80-х годах прошлого века эта теория подверглась определенному пересмотру и термин «Большой взрыв» был заменен на термин «инфляция» («вздутие»). Тем не менее понятие «Большого взрыва» до сих пор используется.
Однако сам этот термин не корректен потому, что в результате исследований, проведённых американским ученым Марком Уиттлом, было доказано, что это был не взрыв в одном-единственном месте, а расширение (развертывание) Вселенной из одной точки. При этом образовывались сначала элементарные частицы – кварки и электроны, объединявшиеся в атомы, составившие первоначальную материю, а галактики возникали путем разделения первоначальной материи и отделения одной галактики от другой.
Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенная как бы «разворачивалась» и вырастала в размерах в определенный промежуток времени, доказательством чему служит другой аят из Корана: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем». (Коран; 51:47)
То есть Вселенная возникла по приказу Аллаха путем расширения.
В связи с теорией расширения Вселенной профессор университета Иллинойс Сьюзан Уиллс выдвинула любопытную гипотезу о том, что Вселенная может расширяться в нескольких направлениях и этом могут возникать другие (параллельные) миры.
Комментарии 6
Исламские Аудиокниги..