Один за всех и все за одного! Семье Николая и Татьяны Роговенко из Архипо-Осиповки в этом году исполнился 41 год, 17 из них они являются приёмной семьёй. За это время вырастили трёх своих и десять приёмных детей.
«Я с детства находилась среди воспитанников школы-интерната. Мама работала там учителем, завучем, потом директором, – рассказывает Татьяна Александровна. – Они были для меня, единственного ребёнка в семье, названными сёстрами и братьями, помощниками и советчиками. Забирали из детского сада, помогали с уроками.
Во время учёбы в пединституте я работала в интернате воспитателем. Можно сказать, что колесо истории повернулось, и виток вновь привёл меня к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации».
— Мы жили в Дивногорске Красноярского края. К тому времени я уже была замужем. На работу пришлось выйти, оставив дома годовалого сына. Родственники обещали помочь, но хватило их ненадолго.
В классное руководство мне дали 5-й класс с непростыми детьми 14-15 лет. Учиться они совсем не хотели, вот и сидели по несколько лет в одном классе.
Как-то пришла на урок расстроенная. Сын заболел, в садик не отведёшь, а оставить не с кем. Вот и высказала им сгоряча всё, что накипело. Выслушали внимательно. А потом один из них, Роман, подошёл и попросил ключ от дома. В такой партизанской деятельности мы вырастили двоих детей. Пока я на работе, мальчишки из моего класса гуляют с ними, кормят, тут же свои уроки делают. Потом передают подопечных приехавшему с работы мужу и возвращаются в интернат.
Несмотря на то, что подростки были трудными, многие стояли на учёте как правонарушители, ни разу из дома ничего не пропало, поменялось отношение к учёбе, они даже курить все за год бросили. Просто увидели и поняли, что можно жить по-другому. Кстати, Роман стал тренером, когда вырос и выучился.
Семнадцать лет тому назад
— Когда жили в Дивногорске, в доме всегда было много детей. Мама пекла для всех пироги вёдрами. А потом переехали в Красноярск, сразу стало пусто и скучно. Муж сам предложил взять ребёнка под опеку. И мы поехали в реабилитационный центр, где дети находятся перед отправкой в детский дом. Сначала на нас там смотрели недоверчиво, даже называли странными. А потом предложили познакомиться с мальчиком, которого никто не хотел брать. Так у нас в семье появился Андрюша.
К тому времени я заняла должность уполномоченного представителя по правам ребёнка. На выездах приходилось сталкиваться с тяжёлыми ситуациями, когда брошенных или осиротевших детей даже забрать было некому.
У нашего Андрея неожиданно появился страх, что его могут отдать в детский дом. И двенадцатилетний пацан в прямом смысле впал в детство. Психологи сказали однозначно: пока в семье не появятся младшие, исправить ситуацию будет трудно. Парень должен чувствовать себя старшим, ответственным. И мы взяли Ксюшу. Правда, девочка оказалась самостоятельной и, несмотря на разницу в возрасте, стала опекать Андрея. Тогда в семье появился пятилетний Данилка. Андрей стал взрослым и серьёзным в течение двух недель.
«Конечно, на деле всё было не так просто, как в рассказе, – вздыхает Татьяна Роговенко. – Жизнь шла с удачами и неудачами, с горестями и радостями. Кто-то из детей жил у нас долго, других через время забирали родственники. Выросли свои дети, старшему сыну уже 40 лет. Сейчас в семье трое несовершеннолетних – 14, 16 и 17 лет. Данилу на днях проводили в армию».
О принципах и ценностях
С 2018 года семья Николая и Татьяны Роговенко живёт в Архипо-Осиповке. Вроде и не собирались уезжать из Сибири, тем более что Николай – коренной сибиряк, рыбак, охотник. А потом съездили в Туапсе на школу приёмных родителей и увидели в тёплых краях такие же горы, лес.
Сибиряки – люди решительные. К тому же старшие дети помогли. Купили землю в понравившемся селе, сами построили дом. Не всё было так гладко, как хотелось бы. И обживаться на новом месте надо. И каждому любопытствующему не объяснишь, зачем брать в семью чужих детей. Да и трудности внутрисемейного воспитания никто не отменял. Благо, что профессия Татьяны – педагог, психолог, дефектолог – во многих ситуациях выручает.
На просьбу рассказать о принципах и ценностях воспитания Татьяна Александровна приводит в пример слова, услышанные от старшей дочери: «Мы, самодостаточные, самостоятельные личности, умеем уважать друг друга и других людей, имеем свою точку зрения».
Чтобы объединить в семье таких разных детей, Роговенко поначалу практиковали семейный круг. Раз в неделю садились кругом в большой комнате, рассказывали, что произошло за неделю, что получилось или не получилось, совместно искали пути решения трудностей. Всё по принципу: каждый должен быть выслушан, а обиженный успокоен.
Татьяна вспоминает курьёзный случай, когда на круге решили, что нехорошие слова нужно смывать с языка мылом. А потом дружно побежали в ванную.
Принимать общие решения и начинать меняться самому – понятия разные, – считает Татьяна Роговенко, – поэтому от методики семейного круга перешли к индивидуальным беседам с глазу на глаз.
А ещё у них есть герб семьи, где написаны слова: дружба, добро и счастье, в центре нарисована ладошка и внизу надпись: «Один за всех, все за одного».
«Мы обычная многодетная семья, – говорит Татьяна Александровна. — Не ждём ни славы, ни наград, просто стараемся быть опорой друг другу и рады каждому из наших детей, где бы он ни жил и с чем бы ни приехал к родному порогу».
Инна КУЗНЕЦОВА
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2