Эти картины входят в так называемый "итальянский цикл". Они написаны в Италии и только там могли быть написаны. И никогда в России.
И даже не от "отставания" от запада (светское искусство появилось на Руси только в конце XVII века при Петре I, до этого царила иконопись), а из-за канона и установок Академии художеств, которые сковывали творческий потенциал многих художников.
Такой живописной свободы на русской почве создано быть не могло.
Не позволительно было изображать простую крестьянку, простую "неправильную" красоту. Еще более странным был упор на сам сюжет картины - где история? где морализаторство?
Так в России XIX века не писал никто.
Ни в одной мастерской ни одного художника не могло родиться сколько-нибудь похожее полотно.
Брюллов своими итальянскими мотивами прокладывал пути к реалистическому видению, отстаивая "простую натуру, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй" (Брюллов)
Сам акт обращения к несложному бытовому сюжету - это та дерзость, которую мог себе позволить Брюллов только за границей. К слову, "Последний день Помпеи" художник тоже создал в Италии и только там было возможно столь вольно, ярко, эмоционально, свободно, динамично, легко и непринужденно зафиксировать историю гибели античного города. В общем-то в России Брюллов не смог создать, как не пытался, столь свободных, абсолютно европейского уровня, картин.
Вариант картины, который находится в Третьяковской галерее написан позже, в 1831 году. Этот вариант более скромен и условен. Девушка уже не столь пышна (но все же далека от "правильных" форм), свет не главный герой полотна (хотя он, конечно, важен и существеннен), да и весь образ напоминает не реальную крестьянку за сбором урожая, а античную менаду, спутницу бога виноделия Вакха.
Нет комментариев