Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии (сейчас это город Камень-на-Оби). Родители были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке.
Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении деда-старообрядца Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом.
Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда получил начальное образование в церковно-приходской школе.
Мать увезла 11-летнего Ивана с собой в маленький городок Мариинск.
Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. Подросток подрабатывал в лавках, продавал газеты и папиросы в поездах. С отчимом он особого языка не нашел, так как тот часто выпивал лишнего и поднимал руку на пасынка.
Устав от побоев, Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью.
Год помыкавшись на улице, 15-летний Иван сел в воинский эшелон и отправился на фронт.
В Первой мировой войне он отличился большой храбростью в разведке, был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степеней.
Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, потом стал политруком и агитатором, занимался ликбезом.
Жизнь забросила Пырьева в Екатеринбург, где он, не прекращая работать, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский.
Летом 1921 года Иван впервые увидел выступление труппы МХАТа, которая приехала на Урал с гастролями.
Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправился в Москву, чтобы учиться этому искусству.
В столице Иван служил в 1-м Рабочем театре Пролеткульта, окончил актерское, а параллельно и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской Всеволода Мейерхольда и погрузился в кинематографическую деятельность.
Фильмы
Во время учебы Пырьев дебютировал на экране в короткометражке «Дневник Глумова».
Но руководить съемками ему было интереснее, поэтому, получив образование, он работал помощником у режиссеров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова, а также писал сценарии к фильмам.
В 1929-м года Ивану Александровичу наконец-то удалось представить собственное режиссерское детище — немую сатирическую комедию «Посторонняя женщина».
От сценария отказались пять режиссеров, и дирекция Совкино от отчаяния предложила постановку помрежу Пырьеву, который ухватился за шанс. Работу благосклонно отметили критики, о ней даже упомянули в журнале «Советский экран».
Следующая лента — политическая драма «Государственный чиновник» (1931) — стала классикой советского кино. Примечательно, что первая ее версия 1929 года в формате сатирической комедии получилась слишком резкой и была запрещена к показу, режиссеру с семьей даже пришлось покинуть Москву.
Но за жанр заступился министр культуры Анатолий Луначарский, и вскоре руководство «Союзкино» предложило Пырьеву сделать новый вариант, который и увидели зрители.
Нет комментариев