Родилась 8. 8. 1928 года.
Умерла 26 декабря 2007 года
Она была не только очень талантливой, но и очень мудрой женщиной в нашем кинематографе.
Нина Евгеньевна Меньшикова рано начала играть зрелых женщин и матерей.
Обычно актрисы всячески оттягивают этот момент, а Меньшикова шла на такие роли легко и играла замечательно. Вспомнить хотя бы знаменитую “маму Веру” из культовых “Девчат”. По сценарию у ее героини не было детей, но именно Вера Круглова “отвечала” за мудрость в разношерстной компании пятерых девушек.
Ее пытала юная Тоська: ”А правда, за что любят?” — за добротные “тубареточки” или за бабочки в животе?
В фильме Вера так и не ответила на этот вопрос, мы не узнали, перестала она топить печку письмами от любимого, но ветреного мужа, или простила его.
Зато в реальной жизни Нина Меньшикова сделала свой выбор раз и навсегда. И была счастлива целых 45 лет.
А потом судьба взяла и отняла у нее любимых мужчин одного за другим.
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова.
Даже в их фамилиях были как будто “прописаны” семейные роли.
Он — Ростоцкий, ему нужно всегда вперед и вверх, а она — Меньшикова, следовательно, должна быть на полшага позади. Нина совершенно не возражала. Она вообще когда-то и подумать не могла, что Станислав Ростоцкий обратит на нее внимание.
Ростоцкий ходил по ВГИКу примерно так, как говорилось в “Девчатах”: он шагал, а все встречные девчонки сами собой в штабеля укладывались. Станислав был очень хорош собой, остроумный, великолепно танцевал.
При этом он чуть прихрамывал, но в конце 40-х это не было редкостью: подавляющее большинство молодых людей, в том числе вгиковцев, пережили бомбежки, эвакуации, а многие, как и Ростоцкий, воевали
В Станиславе чувствовалась порода. Тогда об этом не очень распространялись, но его дед по отцу Болеслав принадлежал к польским аристократам и был генералом царской армии. Бабушка по матери — француженка. Ну как тут было устоять Нине Меньшиковой?
Борис Бибиков в фильме Евгения Ташкова “Приходите завтра…”, 1963 г.
Сама она не могла похвастаться выдающейся родословной.
Отец — военный, мама — домохозяйка.
Понятно, что решающее слово в семье всегда было за отцом. Он буквально грохнул кулаком по столу, когда в 1947 году 19-летняя Нина робко сказала, что пойдет поступать в артистки, ведь на прослушиваниях во ВГИКе ее отметил Борис Бибиков.
Несмотря на реакцию отца, Нина сделала по-своему. У нее был такой характер: она не устраивала скандалов, но делала только то, что считала правильным.
Борис Бабочкин в фильме “Чапаев”, режиссеры братья Васильевы, 1934 г.
Это проявилось и во ВГИКе. Рекомендовал ее Бибиков, а курс набрал другой Борис, Бабочкин, кумир всей страны, исполнитель роли Чапаева.
После Нина Евгеньевна вспоминала, что показывал Бабочкин — прекрасно, а вот педагогического дара у него не было. Возможно, такие наставники предпочитают студентов взрывных, типа поднеси спичку — и он сам “загорится”.
Но Меньшикова была другой по характеру, и “Чапаев” заявил, что она — бесперспективная.
Нина молча перешла на курс младше, к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, от которых потом удостаивалась самых лестных характеристик, в том числе за свое умение петь и танцевать.
Но проучилась во ВГИКе дольше, чем было положено. А Ростоцкий в это время стал уже дипломированным режиссером и любимым учеником Григория Козинцева.
На правах “полумэтра” он приходил в институт и просматривал молодежь.
Алла Ларионова в фильме “Анна на шее”, режиссер Исидор Анненский, 1954 г.
Нина была уверена, что Ростоцкий во всех смыслах отметил ее подругу Аллу Ларионову и что начинающий режиссер обязательно женится на этой красавице блондинке.
Однажды Нина поздним зимним вечером ехала на троллейбусе из ВГИКа, и вдруг — о, чудо! — рядом оказался Ростоцкий.
Они разговорились, Нина рассказала, что живет вместе с бабушкой в поселке Богородское (сейчас район Москвы — прим. ред.), а родители в Германии, где служит отец.
Станислав, конечно, понимал, что надо проводить девушку до дома, но тащиться в Богородское, а потом обратно, в такую холодину… Нина даже не подумала обидеться.
Нина Меньшикова в фильме Владимира Басова “Первые радости”, 1956 г.
Через какое-то время — дело было ранней весной 1956 года — Ростоцкий вместе со своим другом Владимиром Красильщиковым собирался поработать над сценарием очередного фильма.
У Владимира был старенький “москвич”, у Станислава — избушка в деревне Киржач.
Еще нужен был человек на хозяйство.
И тут Ростоцкий вспомнил про девушку, которой не требовалось отпрашиваться у родителей ради такого сомнительного предприятия.
Нина не просто согласилась.
В день отъезда она надела свое самое красивое платье, накупила две сумки продуктов. Ростоцкий, который поставил своему другу жесткое условие “никаких романов”, сам же его и нарушил.
Тогда Нина узнала, что причиной хромоты Ростоцкого был протез. После тяжелого ранения и гангрены ему ампутировали ногу до бедра. Но Станислав Иосифович никогда не ходил с тросточкой.
При его образе жизни протеза хватало только на год, а к каждому новому приходилось в буквальном смысле притираться, с болью и кровью.
Когда требовалось, Нина Евгеньевна превращалась в заботливую сиделку и виртуозную медсестру.
Кадр из фильма ,На семи ветрах"
Вскоре стало понятно, что у нее будет ребенок.
Несколько лет своего детства Нина провела в эвакуации. Там было очень мало еды и очень много тяжелой сельской работы, девочка заболела туберкулезом, а эта болезнь считалась безусловным противопоказанием для материнства.
Нину осматривала старая опытная докторша. “Иногда нас, врачей, надо посылать к черту — сказала она. — Но я вам этого не говорила”.
25 января 1957 года на свет появился Андрей Ростоцкий, будущий актер, режиссер и каскадер. И с тех пор Нина Евгеньевна говорила: “Моя главная роль — это жена и мать”.
Андрей Ростоцкий
Все было прекрасно, за исключением одного: Станислав Иосифович оставался красавцем и дамским угодником, а к его фамилии прилагались все новые регалии.
Понятно, что он вскружил голову не одной молодой актрисе.
К тому же Ростоцкий и не скрывал: режиссер должен быть влюблен в “свою” героиню, иначе фильм не получится.
Но одно дело флирт, а другое — серьезный и длительный роман. Говорят, что у Ростоцкого таких было немало.
Призналась только актриса Лариса Лужина, которая играла в фильме Ростоцкого “На семи ветрах”.
Она была тому причиной, или кто-то другой, но однажды, после очередной экспедиции, Станислав Иосифович появился дома каким-то изменившимся. Даже на его лице была борода, которой он никогда прежде не носил.
У Нины Евгеньевны сердце ушло в самые пятки, но виду она не подала.
“Нина, знаешь, я должен…” — начал режиссер. “Знаю, Стасик. Ты…должен сбрить бороду!” — ответила жена. Ростоцкий был потрясен.
Никуда он не ушел, очередной раз подивившись житейской мудрости своей спутницы.
А много позже в дневнике написал: «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо».
Как и все увлекающиеся мужья, Ростоцкий был жутко ревнивым. Однажды Нина уехала сниматься, и режиссеру донесли: его супругой увлекся то ли режиссер картины, то ли оператор. Называли даже имя великого оператора Сергея Урусевского.
Клара Румянова (слева) и Нина Меньшикова в фильме “Хуторок в степи”, режиссер Борис Бунеев, 1970 г.
Пользуясь своим влиянием, Станислав Иосифович немедленно нагрянул на место съемки и потребовал, чтобы актрису Меньшикову сняли с картины — по семейным обстоятельствам.
Дома он долго допрашивал жену: “У тебя с ним было? Нет, ты мне скажи!”.
Мудрая Нина Меньшикова молчала и загадочно смотрела в сторону…
Дожить до понедельника
Однажды в руки Ростоцкого попал сценарий фильма о школе, где главным героем являлся учитель истории. Шестидесятые годы подходили к концу, давно осталась позади “оттепель”. Первым лицом в стране стал Леонид Брежнев, человек, который больше всего любил охоту, рыбалку, хорошую компанию.
Многие в открытую начали тосковать по старым временам, по “сильной руке”. И в сценарии было многое на грани фола, он был острым, злободневным, не случайно потом Ростоцкому предъявили претензии по 30 пунктам, 27 из которых он отстоял.
Прочитав сценарий, Нина впервые попросила у мужа роль. Не красотки, а нелепой и несчастной “русички” Светланы Михайловны, застрявшей в старых временах и при этом беззаветно влюбленной в прогрессивного историка в исполнении Вячеслава Тихонова.
Вместе с Ростоцким они подбирали для героини абсолютно не шедшую ей прическу — уродский “пучок”, костюм в стиле “наша мымра” и все прочее. Меньшикова сыграла так, что зритель одновременно ужасался ее героине и жалел ее.
Нина Меньшикова в фильме Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”, 1969 г.
И фильм, и режиссер, и Тихонов, и Меньшикова были удостоены за эту работу Государственной премии СССР.
Казалось бы, вот теперь Нина Евгеньевна должна была бы появляться в каждой картине мужа.
Но совместной работы у них больше не случилось.
Нина охотно соглашалась на эпизоды, так, чтобы это не мешало семейной жизни. Она, например, не стала играть у Рязанова в “Гараже” роль, которая досталась Ие Саввиной, — потому что у Ростоцкого в это время была экспедиция и нужно было за ним ухаживать.
С Сергеем Шакуровым в фильме Сергея Соловьева “Сто дней после детства”, 1975 г.
Но так или иначе мы помним Нину Меншикову по таким культовым фильмам, как “Сто дней после детства”, “Школьный вальс”, “Визит к Минотавру” и многим другим.
В 1986 году состоялся известный V съезд кинематографистов, на котором молодое поколение, как водится, взбунтовалось и очередной раз призвало “выбросить Пушкина за борт корабля современности”.
В роли Александра Сергеевича на этот раз оказались маститые режиссеры — Бондарчук, Кулиджанов и многие другие. В их число попал и Станислав Иосифович Ростоцкий.
Он перенес это довольно легко. Тому, кто создал “Доживем до понедельника”, “…А зори здесь тихие”, “Белый Бим Черное Ухо” не надо было никому ничего доказывать. К тому же уже вырос и окреп Андрей, его слава и успех не уступали славе и успеху родителей.
Станислав Иосифович с женой много времени проводили в Ленинградской области, оттуда было удобно ездить на фестиваль “Окно в Европу”, который с 1993 года проходил в Выборге.
Именно на фестиваль ехали Станислав Иосифович и Нина Евгеньевна 10 августа 2001 года. За пару дней до этого Нина Евгеньевна отметила свое 73-летие.
Казалось, впереди их ждали годы счастья, наполненные взаимным уважением, любовью и творчеством.
Но внезапно Станиславу Иосифовичу стало плохо прямо на трассе.
Подъехавшая машина “скорой помощи” не была оснащена дефибриллятором, и спасти режиссера не удалось.
Андрей Ростоцкий пять раз сыграл Николая II. Кадр из фильма “Сны”
Карена Шахназарова, 1993 г.
Не прошло и года, как 45-летний красавец Андрей Ростоцкий разбился у водопада “Девичьи слезы” в окрестностях Сочи, выбирая место для будущих съемок.
Его без сознания доставили в местную больницу с многочисленными травмами. Это был воскресный вечер, когда на местах часто находятся не самые опытные врачи.
До понедельника Андрей Ростоцкий не дожил.
Последняя работа Нины Меньшиковой в кино.
Кадр из фильма Екатерины Гроховской и Петра Степина “Человек безвозвратный”, 2006 г.
У Андрея осталась 12-летняя дочь Ольга. Ради внучки и при поддержке любимой невестки Марьяны , Нина Евгеньевна пыталась жить.
Она даже снялась в двух фильмах, хотя до этого последний раз появилась в кино в 1991 году. Но здоровье еще не старой женщины было подорвано навсегда. Она перенесла один инсульт, потом еще… Нина Евгеньевна была частично парализована, не могла говорить, и все равно, с присущим ей упорством, боролась.
Очень часто ей звонил Вячеслав Тихонов.
Меньшикова не могла ему отвечать, но он говорил с ней часами.
Народная артистка РСФСР
Нина Меньшикова умерла 26 декабря 2007 года.
Ее кончина не взбудоражила глянцевую прессу. Да и вряд люди нового времени поняли бы эту актрису.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3