советский писатель и сценарист
Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве.
Его отца расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии, когда Юрий еще не появился на свет.
Он успел «завещать» беременную жену Ксению Алексеевну другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия.
Лишь в зрелые годы Юрий узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован (сослан).
Вторым отчимом стал Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству.
В 1938 году Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт.
Большого интереса к медицине у него не возникло, и Юрий перешел на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось.
В начале Великой Отечественной войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.
В ноябре 1942 года Нагибин был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете «Труд». Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 году выпустил сборник прозаических произведений «Человек с фронта» и был принят в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники «Большое сердце», «Две силы» и другие.
После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял и работы над прозой. Середина 1950-х годов была очень плодотворной для писателя: один за другим выходят сборники его рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далекое и близкое», «Ранней весной».
Однажды по приглашению своего друга Нагибин едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Вскоре были написаны сборники рассказов: «Погоня. Мещерские были» (1963), «Зеленая птица с красной головой» (1966).
В 1980-е годы Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гёте, Бах, Тютчев, Лесков).
Много сил он отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др.
Работал и для телевидения,
Юрий Маркович сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, Анненского и других.
Он работал до последнего дня...
В пятый раз, в 1959 году, Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной.
Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной — поэта Евгения Евтушенко.
Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет. В автобиографической книге «Дневник» он вспоминал, что Ахмадулина была «холодна, как лед».
С друзьями и Беллой Ахмадулиной
Но и этому браку не суждено было длиться долго.
Причиной расставания, можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть»- это была измена Беллы.
С Юрием она прожила 8 лет, с 1959 по 1968 год.
Они были очень разными.
Белла — чересчур импульсивная, чувственная, отчасти, безалаберная.
Юрий, наоборот, невероятно дисциплинированный, скрупулезный, педант во всем. Он просыпался ровно в семь, делал зарядку, в восемь спускался в столовую.
К этому времени на столе должны были стоять тарелка овсянки на воде и вазочка с тремя абрикосами.
Если этого не было, он приходил в бешенство. Если задерживался обед, просто свирепел.
Не выносил, когда опаздывали, когда нарушали слово…
Белле было трудно жить на этом «особом режиме».
К тому же друзья всегда были для нее важнее, чем возлюбленные. Очень скоро их отношения стали нервическими.
Они то расставались, то вновь сходились.
Но Белла пыталась спасти их брак и решилась на важный шаг: удочерила девочку Аню.
Взяла ее в детском доме.
Девочка получила отчество Юрия Нагибина.
Но участия в ее воспитании он не принимал, как впрочем и она...
Б.Ахмадулина с приемной дочкой Анной
Последней супругой Нагибина стала переводчица Алла Нагибина.
Они познакомились в 1965 году в гостях у общих друзей, а свадьбу сыграли в 1968-м.
«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон.
Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех.»
Юрий Нагибин, «Дневник», 1969 год
Со своей шестой женой писатель прожил до конца жизни. Детей у них, как и в остальных браках Нагибина, не было.
Юрий Нагибин и Алла Нагибина
Повезло Нагибину только в последнем браке.
С Аллой Григорьевной писатель прожил четверть века, хотя они имели мало общего.
Алла родилась в Ленинграде в тот год, когда ее будущий муж оканчивал школу.
Она не любила вспоминать детство.
Он же отразил события ранних лет в трогательно-ностальгической манере в сборнике «Чистые пруды».
С популярным писателем Алла познакомилась в 1966 году. Произведениями Нагибина, тогда уже зачитывалась вся страна. Незадолго до первой встречи на экраны вышел фильм «Председатель»,
снятый по сценарию Нагибина.
Сначала Нагибин ездил в Ленинград. Однако поездки из Москвы в Северную столицу быстро утомили. Писатель сделал Алле предложение, как только оформил развод с Ахмадулиной.
Знаменитый прозаик всегда выглядел элегантно. Нагибин покорял женщин аристократическими манерами, которые перенял от матери-дворянки. Виктория Токарева о нем сказала так:
«Он был красавцем и этим отличался от всего писательского поголовья».
Но Нагибин выгодно смотрелся на фоне коллег не только благодаря костюмам, которые приобретал во время заграничных поездок. Писатель прослыл рафинированным интеллектуалом: читал Гете в подлиннике и цитировал Пруста в оригинале.
Юрий Нагибин в последние годы
Слава к Нагибину как к сценаристу пришла в середине 60-х.
На экраны вышла кинолента, которая на сегодняшних зрителей не производит впечатление, «Председатель».
Однако для тех времен фильм о колхозном быте оказался чересчур смелым.
Киноленту долго не пропускали, из-за чего у автора сценария случился инфаркт.
Но все же премьера состоялась.
Афиши с фото Михаила Ульянова были повсюду. Актер получил известность благодаря Нагибину, который выбрал его на главную роль.
Смерть
Спустя 17 лет после выхода «Председателя» писатель снова перенес инфаркт.
Тогда он предсказывал причину смерти, которая настигнет его в 1994 году. Говорил, что однажды сердце его разорвется и случится это во сне. Так и произошло.
Могила Юрия Нагибина
Последние годы Нагибин провел за границей, но умер в родном городе.
Вычитал рукопись «Дневника», заснул и больше не проснулся.
Умер Юрий Маркович Нагибин в Москве 17 июня 1994 года.
Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя – «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща».
произведения о любви, написанные Ю. Нагибиным в разные периоды жизни. Некоторые из них автобиографичны («Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя»), в других за образами героев угадываются реальные люди, например, жены писателя («Где-то возле консерватории» – Мария Асмус; «Рассказ синего лягушонка», «Воробьи под крышей», «Мягкая посадка» – «последняя и единственная» – Алла). Составители собрали под одной обложкой сочинения не только о любви между мужчиной и женщиной. Открывает книгу замечательный рассказ «Эхо» (1964), повествующий о детской дружбе мальчика и девочки, о чистом, доверчивом чувстве, омраченном маленьким предательством героя. Завершает сборник повесть «Дафнис и Хлоя...», написанная Нагибиным на закате жизни. Для писателя возвращение к теме первой любви связано с желанием понять, «в чем ты участвовал так долго и так мимолетно и кто были твои партнеры по ужасу и великолепию жизни». Это попытка окончательно «закончить» отношения, начавшие...Ещёпроизведения о любви, написанные Ю. Нагибиным в разные периоды жизни. Некоторые из них автобиографичны («Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя»), в других за образами героев угадываются реальные люди, например, жены писателя («Где-то возле консерватории» – Мария Асмус; «Рассказ синего лягушонка», «Воробьи под крышей», «Мягкая посадка» – «последняя и единственная» – Алла). Составители собрали под одной обложкой сочинения не только о любви между мужчиной и женщиной. Открывает книгу замечательный рассказ «Эхо» (1964), повествующий о детской дружбе мальчика и девочки, о чистом, доверчивом чувстве, омраченном маленьким предательством героя. Завершает сборник повесть «Дафнис и Хлоя...», написанная Нагибиным на закате жизни. Для писателя возвращение к теме первой любви связано с желанием понять, «в чем ты участвовал так долго и так мимолетно и кто были твои партнеры по ужасу и великолепию жизни». Это попытка окончательно «закончить» отношения, начавшиеся более полувека назад. «Порой мне кажется, – и с годами все уверенней, – пишет Нагибин, объясняя читателю мотивы обращения к теме первой любви, – что я ни в чем и ни в ком не разобрался и во мне не разобрались даже самые близкие...».
Нагибин писал много и много издавалось его произведений. Городская, деревенская, историческая проза, рассказы для детей-всё ему удавалось. Его исповедальная повесть "Стань и иди" поразила, невозможно было отделить героя от автора. Было ещё несколько, практически, автобиографических повестей, которые в корне отличались от того, что ранее писал Нагибин.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4
Завершает сборник повесть «Дафнис и Хлоя...», написанная Нагибиным на закате жизни. Для писателя возвращение к теме первой любви связано с желанием понять, «в чем ты участвовал так долго и так мимолетно и кто были твои партнеры по ужасу и великолепию жизни». Это попытка окончательно «закончить» отношения, начавшие...Ещёпроизведения о любви, написанные Ю. Нагибиным в разные периоды жизни. Некоторые из них автобиографичны («Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя»), в других за образами героев угадываются реальные люди, например, жены писателя («Где-то возле консерватории» – Мария Асмус; «Рассказ синего лягушонка», «Воробьи под крышей», «Мягкая посадка» – «последняя и единственная» – Алла). Составители собрали под одной обложкой сочинения не только о любви между мужчиной и женщиной. Открывает книгу замечательный рассказ «Эхо» (1964), повествующий о детской дружбе мальчика и девочки, о чистом, доверчивом чувстве, омраченном маленьким предательством героя.
Завершает сборник повесть «Дафнис и Хлоя...», написанная Нагибиным на закате жизни. Для писателя возвращение к теме первой любви связано с желанием понять, «в чем ты участвовал так долго и так мимолетно и кто были твои партнеры по ужасу и великолепию жизни». Это попытка окончательно «закончить» отношения, начавшиеся более полувека назад. «Порой мне кажется, – и с годами все уверенней, – пишет Нагибин, объясняя читателю мотивы обращения к теме первой любви, – что я ни в чем и ни в ком не разобрался и во мне не разобрались даже самые близкие...».