В память о ней названо село Костромское в Холмском районе.
Кораблекрушение с каторжанами на борту произошло в 1887 году у южной оконечности Сахалина. Судно шло из Одессы.
Как раз этим этапом следовал марксист-каторжник Гилярий Госткевич. В своих мемуарах он писал, что пароход налетел на подводные камни из-за того, что, завидев наконец сахалинский берег, капитан начал пьянствовать с начальником конвоя.
Судно тонуло буквально в сотне метров от берега, но команда и матросы-конвоиры «Костромы» боялись разом выпустить на палубу всю массу заключенных. Когда вода в трюмах залила нижние нары, положение спас один из трюмных «старост» — рецидивист Кузьмин. Он уже во второй раз проделывал морской путь на Сахалин после побега с каторги. Опытный зек сумел договорится с другими «старостами», капитаном и начальником конвоя — от имени всего этапа Кузьмин дал честное слово, что выпущенные из трюмов люди будут соблюдать порядок при посадке в шлюпки и на берегу не предпримут попыток к бегству и бунту.
Каторжане сдержали данное слово, побегов не было.
Плавучие тюрьмы ходили через Египет на дальневосточную каторгу почти четверть века, с 1879 по 1903 год. Третий год XX века поставил точку в истории морских этапов — завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и путь от Москвы до Владивостока занимал теперь две-три недели.
На фото: прибытие ссыльнокаторжных в арестантских вагонах в Одессу перед отправкой на пароходе «Ярославль» на о. Сахалин. 1893 г. Снимков «Костромы» не сохранилось.
#ИсторияСахалина
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев