Заметка 2. СЕЛО НУРМА. ч.1. "Родовое гнездо Руштановых".
Рассмотрев достаточное количество документов и материалов можно с определенностью сказать, что родовое гнездо всех российских Руштановых(именно в варианте Руштанов) находится в селе Нурма Нурминского сельского поселения Медведевского района Республики Марий Эл.
Является ли данная местность древней прародиной Руштановых? Ответим на этот вопрос после изучения истории села и генеалогического древа Руштановых.
Напомню несколько предложенных версий обстоятельств, при которых в неком марийском селении могло быть дано человеку имя Руштан, которое у его сына и потомков стало фамилией Руштанов.
1. Имя Руштан, а может и сразу фамилию получил мариец, принявший православие. Произошло это в местной церкви сразу при крещении или при последующих посещениях. Т.е. после принятия православия мари-новокрещен стал "русским другом" или "другом русских".
2. В марийский дом(семью) пришел примаком русский крестьянин, которого прозвали марийцы Руштан(русский друг-товарищ, а для женщины -миленок, любимый). От него и пошла фамилия Руштанов, которая стала родовой для его семьи.
3. В марийском доме появился русский подкидыш — ребёнок, анонимно и без предуведомления оставленный на воспитание чужим людям. В старые времена была такая редкая практика. Если на крыльце дома такого ребенка обнаруживали, то его часто брали на воспитание как родного или отдавали в семью, где не было детей или у кого в семье были одни девочки, но не было наследника - мальчика.
Такого русского младенца-мальчика или с русскими чертами приемные марийские родители также могли наречь Руштан, т.е. русский миляга(дружок, любимый). А уж от этого приемного Руштана пошла фамилия Руштанов.
Что мы имеем:
- Несколько семей Руштановых компактно проживали в марийском селе Нурма.
- Село Нурма с древней историей (прежние старинные названия: Богородское, Нурма, Мазарское, Пиясир, деревня Мазары, Мазарская-Новокрещенская).
- В селе была и есть каменная церковь (изначально - деревянная).
- Село Нурма было издавна известно как духовный и культурный центр не только данной местности, но и всего Царевококшайского уезда (в первую очередь благодаря просветительской и миссионерской деятельности местной церкви).
- Национальный состав жителей села: крещеные мари и русские. Численность русских в селе достигала во второй половине 19 века до 13%.
Активное заселение русскими села Нурма началось в 19 веке. Но сторожили говорят, что в Нурме с давних пор жили вместе марийцы и русские. Русские в основном переселялись с санчурской стороны Яранского уезда. Почти все приселенцы были высоко-классными мастеровыми - плотниками, портными, кузнецами, каменщиками. Такие специалисты селу были нужны и нурминцы охотно их принимали.
Исходя из последнего довода можно добавить еще одну версию обстоятельств, при которых в марийском селении могло быть дано человеку имя Руштан, ставшее затем фамилией:
4. Данное прозвище Руштан(в значении русский друг, товарищ) марийцы села(деревни) Нурма могли дать русскому переселенцу, который пользовался особым авторитетом и уважением у коренных марийских жителей селения. Это прозвище стало затем фамилией Руштанов у его потомков.
/Продолжение следует/
#яранск#руштанов#яранскийуезд#генеалогия#этимология#история#нурма#мари#русские#царевококшайскийуезд
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев