21 января этого нового 2024 года исполнилось 100 лет со дня смерти великого вождя. Казалось бы - что может связывать наши места со смертью Владимира Ильича? Но и тут есть "интересная история".
По воспоминаниям бывшего завуча нашей Ержинской школы Лидии Ивановны Кузьминой в доме "загадочного жителя Каратеевки" Григория Петровича Маликова ей запомнилась довольно большая картина, на которой был изображен В.И.Ленин в гробу. Эта картина так впечатлила молодую Лидию, что даже рассказывая, она испытывала внутренний ужас.
Попробуем уточнить откуда взялась такая необычная картина.
Григорий Петрович в 1921-25 годах заказывал Сергею Васильевичу Малютину несколько картин, в том числе портреты. Он сблизился с художником настолько, что Малютин написал в 1921 году его шарж под названием "Меценат" (прилагается) в альбоме Сергея Ивановича Зимина, владельца частной оперы.
Именно Сергей Васильевич Малютин написал картину " Ленин на смертном одре", реалистичность которой поражает настолько, что достаточно на нее взглянуть (фото в приложении). Вероятно именно эту картину или авторскую копию видела наша Лидия Ивановна.
Ленин умер в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда. Тело специальный траурный поезд доставил в Москву. Гроб на пять суток поставили в Колонном зале Дома Союзов, чтобы все могли попрощаться. Похороны прошли 27 января на Красной площади, в первом (не сохранившемся) здании Мавзолея.
Из книги А.В.Абрамовой "Жизнь художника Сергея Малютина": "В 1924 году художник написал Ленина на смертном одре. Потом он обращался к ленинской теме несколько раз, писал портрет Ленина по фотографии и материалам фотохроники, работал над картиной «Похороны вождя». Лениниана Малютина имеет в творчестве художника очень большое значение, хотя и утрачены почти все произведения, связанные с ленинской темой, в том числе и односеансный трагический этюд «Ленин в гробу». По этому этюду создана картина «Ленин на смертном одре» (1924).
Этюд был написан и Колонном зале Дома союзов в тот холодный январский день 1924 года, когда убитые горем люди нескончаемой вереницей шли прощаться со своим вождем.
Малютин, в числе группы художников, получил пропуск в Колонный зал. Малютин пришел сюда вместе с Михаилом — своим младшим сыном, он помогал отцу нести этюдник и должен был подавать краски, менять кисти, выполнять роль «подмастерья». Художник, возраст которого уже приближался к седьмому десятку, да еще постоянно прихварывавший, не обходился уже без помощи сыновей — Владимира и Михаила, сопутствовавших ему повсюду.
Разместив холст и кисти, выдавив на палитру краски — только эти необходимые приготовления, производившиеся бесшумно и осторожно, и отвлекали в какой-то мере чрезвычайно впечатлительного и восприимчивого художника от трагической обстановки и тяжести этих минут, — Сергей Васильевич долго еще не мог начать работу. Напряженно и внимательно он вглядывался в черты лица В.И. Ленина.
Почетный караул, сменявшийся много раз во время сеанса, медленно движущаяся процессия людей, обстановка Колонного зала — все исчезло для него. Позже Малютин не мог вспомнить ни тех, кто стоял в почетном карауле, ни сколько времени продолжался сеанс — его личное прощание с Владимиром Ильичем, — он ничего не видел, кроме лица и рук, которые он писал. Работа была закончена... Собственно, как здесь говорить о законченности произведения? Это совершенно особый вид творчества художника, когда не он, художник, а обстоятельства диктуют ему время и меру законченности. Те обстоятельства, в которые был поставлен Малютин, исключительны и не сравнимы ни с чем. К картине, сделанной по такому этюду, не могут быть применены обычные меры оценки, методы разбора ее достоинств или недостатков. Это прежде всего документ огромной исторической ценности. Выполнена работа на чрезвычайно высоком профессиональном уровне — дарование и опыт Малютина сказались здесь в полной мере.
Талантом своим художник придал этому человеческому документу такую силу и достоверность, что впечатление, производимое картиной «В.И. Ленин на смертном одре», намного превосходит действие документов другого рода — кинокадров или фотографий.
Рассказывают, что Надежда Константиновна Крупская разрыдалась, когда увидела работу Малютина на закрытой выставке-отборе, которую она посетила вместе с сестрой Владимира Ильича — Марией Ильиничной.
Картина не была рекомендована на VI и VII выставки АХРР. Малютин пережил это очень болезненно."
Кстати, в феврале 1925 года на выставке АХРР (газета "Вечерняя Москва" за январь 1925 г.) вначале были анонсированы несколько картин, посвященные похоронам Ленина, в том числе эта картина Малютина, а также "Похороны на Красной площади" художника Мешкова (фото прилагается).
Но поскольку эта трагично-реалистичная картина Малютина стала фактически "под запретом" ее мог недорого приобрести Григорий Маликов, или у него в доме висел один из авторских вариантов. Размер картины в рамке 120х140 см., вполне большая картина, как и по воспоминаниям Лидии Ивановны.
Что же стало потом с этой картиной? Как пишет автор книги "Позднее работа Малютина «В.И. Ленин на смертном одре» стала собственностью Центрального музея В.И. Ленина и сейчас находится в экспозиции его филиала — «Траурный поезд».
Под фотографией с этой работы, хранящейся в альбоме художника, его рукой сделана надпись, красноречивей всех свидетельств людей, близко знавших художника:
«Спи спокойно, вождь, мы на страже твоих заветов. СМ».
Надпись эта, выражающая всю силу чувств художника, следует под полным названием его произведения, написанным также рукой Малютина: «Народный вождь В.И. Ульянов-Ленин на смертном одре».
Торжественно и скорбно звучат эти слова старого мастера."
Дополню, что театр Зимина, в котором пел Маликов, а рисунки декораций делал и Малютин, в память о Владимире Ильиче в январе 1924 года дал постановку "Реквием" Верди (информация из газеты "Вечерняя Москва" прилагается).
А в наших местах, получается, определенные годы хранилась картина Малютина с изображением Ленина, написанная художником во время прощания в Колонном зале. Картина, увидев которую Надежда Константиновна Крупская разрыдалась. Картина, на которую был наложен "запрет на экспонирование".
Вот такая вышла "ержинская история" про смерть В.И.Ленина. https://www.youtube.com/watch?v=e65tToqswKk Источники:
1.шарж Малютина на Г.П.Маликова РГАЛИ ф. 764 оп. 1 ед. хр. 191 Альбом автографов и рисунков русских и иностранных артистов и художников - знакомых Зимина Сергея Ивановича, подаренных ему ими (с дарственными подписями). Среди них автографы М.В. Лентовского, П.И. Чайковского, Ф.И. Шаляпина и других.
2.А.В.Абрамова "Жизнь художника Сергея Малютина"
#чернскийрайон #черньтульскаяобласть #интереснаяистория #краеведениетульскаяобласть #нашкрайчернь #историякартины #художникмалютин #ержино
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев