29 января исполняется 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова.
Литератор и врач, публицист и благотворитель, классик мировой драматургии Антон Павлович Чехов прожил всего 44 года, но его творчество повлияло на многие поколения писателей в России и за рубежом. Чехов создал новый тип драмы и перевернул прежние представления о том, каким должно быть театральное искусство.
В 1880 году на страницах сатирического журнала «Стрекоза» появился первый печатный рассказ А.П. Чехова под названием «Письмо учёному соседу». Чехов писал много и быстро, и за этим дебютом последовали публикации коротких юмористических рассказов и фельетонов в различных московских и петербургских изданиях. В начале 1880-х миниатюры Чехова выходили под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и др.), что было характерной чертой жанра. Вскоре Чехов «перерос» фельетоны, водевили и юморески. Со второй половины 1880-х темы его произведений стали серьёзнее, автора всё больше занимал трагизм обыденной жизни. В эти годы зародился интерес Чехова к повседневности, начала проявляться та особенная «бессобытийность» чеховской прозы, которую впоследствии будут отмечать многие критики.
К концу 1880-х гг. юмористические миниатюры уступили место повестям. «Степь» и «Скучная история», опубликованные в толстых журналах, принесли Чехову литературную славу. Вышедший в 1887 году сборник рассказов «В сумерках» был отмечен Пушкинской премией Императорской Санкт-Петербургской академии наук. К этому же времени относится и первое серьёзное драматургическое произведение А.П. Чехова – пьеса «Иванов». Рассказы конца 1880-х сочетали в себе подчёркнуто бесстрастное описание малозначительных событий повседневности и сквозящую в них глубокую трагичность («Спать хочется»).
В 1890 году Чехов отправился в путешествие на Сахалин, длившееся почти год. Писатель проехал через всю Сибирь, несколько месяцев прожил на острове, много общаясь с его ссыльными обитателями, провёл перепись населения, а затем морем вернулся домой. По свидетельству самого Чехова, поездка на Сахалин оказала огромное влияние и на его мировоззрение, и на его творчество.
По возвращении Чехов в течение пяти лет работал над книгой «Остров Сахалин» – путевыми заметками, в которых из отстранённых описаний и статистических данных вырос невыразимый ужас автора перед бесправием, унижениями и нищетой каторжников и их семей. Рассказы о жизни арестантов и сцены жестоких телесных наказаний перемежаются в книге с подробной статистикой заболеваний, которыми страдало население острова, и этнографическими заметками о коренных жителях Сахалина айнах.
Чехов любил собак, в Мелихово у него жили две таксы – Бром Исаевич и Хина Марковна. В 2012 году в местном доме-музее таксам установили памятник.
1890-е годы писатель провёл в Москве и подмосковном имении Мелихово. Два московских года были отмечены общением со многими литераторами и деятелями искусства. В Мелихове, куда Чехов перебрался в 1892 году, он написал знаменитые рассказы «Дом с мезонином», «Человек в футляре», повесть «Палата № 6», пьесу «Чайка» и более 30 других произведений.
В творчестве Чехова в эти годы всё больше проявлялся интерес к особому типу драматургического действия, а вернее – своеобразного бездействия. Вопреки традициям драматического жанра, в центре чеховских пьес находились не критически меняющие жизнь героев события, а повседневные мелочи. Театр Чехова – это быт героев, малозначащие диалоги, медленно развивающееся действие, за которым скрывается глубокая лиричность и сложные переживания чеховских персонажей, их разобщённость и неразрешимые внутренние конфликты.
Герои Чехова часто «не слышат» друг друга, их диалоги рассыпаются на отдельные реплики, сочетание которых создаёт причудливую смысловую игру – порой комическую, а порой и трагическую. Интерпретацию этих реплик, проникновение в психологию персонажей и постижение внутреннего конфликта бесстрастный драматург оставляет читателю и зрителю.
Подобное построение произведений стало новаторством не только для русской драматургии, но и для русского театра: новый конфликт и способы его выражения потребовали изменений в самом типе сценического действия и подходах к постановке. Не случайно первые критики Чехова упрекали его пьесы в бессюжетности, излишней затянутости, слабости. Лишь с приходом в театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко новый художественный язык Чехова, его лиризм и особенное внутреннее движение его пьес были интерпретированы на сцене.
Годы жизни в Мелихове Чехов провёл не только в литературной, но и в общественной работе. Он продолжал частную медицинскую практику, боролся с холерой в качестве санитарного инспектора, принимал участие в делах земства, строил школы, занимался благотворительностью. Писатель и врач, общественный деятель и частный человек сосуществовали в его натуре. Успевал Чехов и путешествовать по Европе: он побывал в Австрии, Италии, Франции и других странах.
В конце 1890-х гг. Чехов, у которого всё сильнее проявлялись симптомы туберкулёза, купил дом в Ялте и перебрался к морю. На ялтинской даче, где впоследствии сестра Чехова Мария откроет музей писателя, были написаны все важнейшие произведения поздних лет, в том числе пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад».
В 1899 году указом императора Николая II писатель удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени, а с ним и дворянства, в 1900 году стал почётным академиком по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук. В 1902 году Чехов вместе с В.Г. Короленко откажется от этого звания в знак протеста против царского указа об исключении из числа академиков Максима Горького.
В нашей библиотеке оформлена книжная выставка - приглашение "Необъятный мир Чехова"
В заметке использованы материалы из открытых источников сети Интернет.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев