Из СМИ: «Следственный Комитет России завершил расследование убийства певца Игоря Талькова...»
Удивительная новость, заставляющая вспомнить об этом перестроечном певце, почему-то до сих пор имеющем репутацию «великого русского патриота». Во всяком случае, некоторые люди, склонные к экзальтации, до сих пор боготворят Игоря Талькова. О России же пел!
Но поскольку прошло уж более 30 лет со дня трагической гибели этого шансонье, то ведь можно уже и оценить его творчество спокойно и объективно?
Оговорюсь, речь пойдет не о лирических песнях Талькова, которые автор в свое время тоже слушал. И ничего, что многие мелодии к ним Тальков просто «экспроприировал». В конце концов, не он один этим грешил, есть даже известная поговорка: «вы говорите — плагиат, я утверждаю — традиция». Речь пойдет исключительно о политических и исторических идеях, который Тальков вкладывал в свои тексты.
Сначала цитата Вадима Курылева: «Конъюнктурщик он был, причем довольно пошлый. Я-то его помню еще до того, как он стал «рок-бардом». Это был такой средней руки эстрадный певец, крутился в попсовых телепередачах, пел дуэтом с Ириной Аллегровой какие-то пошлые песенки, одним словом - обычный эстрадный карьерист. И вдруг однажды вижу афишу: РОК-БАРД Игорь Тальков. Ну вообще, думаю, вот что значит - стало можно. Все стали «рокерами», все стали хаять советскую власть и привязывать на голову бандану. Для нас, рок-музыкантов, это выглядело смешно и немного обидно».
Да, во второй половине 80-х самые хитрые уже поняли, куда дует ветер и как им поймать этот ветер в свои паруса. А времена были такие, что нужно было лишь прикинуться или ярым «демократом» или «патриотом», надрывно пропеть что-то про «золотые погоны бывшего подъесаула» - и ты уже кумир обывателя. Именно так, легким движением руки, Тальков и превратился в «звезду».
Только не все хотят видеть, что его «патриотизм» очень плохо сочетается с настоящей любовью к своей стране. Более того, тальковские тексты могут служить отличной иллюстрацией того помутнения общественного сознания, в которое ввели страну в то время:
«И на площади на красной,
На которой дьявол жил,
Перестанут поджигаться
Те, кого допёк режим».
Ну или:
«Покажите мне такую страну,
Где славят тирана,
Где победу в войне над собой
Отмечает народ».
«Настоящий патриот» сочинял, чего уж там говорить… Вообще-то эти стишки - самая настоящая русофобия в чистом виде! Мол, только в нашей России такой ужас… Как и вот эти строчки:
«Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой.
Вот так! Вот так! Ну а у нас всё через ж…»
Очень высокая и одухотворенная поэзия!)) Между прочим, исторические экскурсы в текстах Талькова заставляют подозревать, что в школе он был двоечником:
«Истребили цвет нации мечом Робеспьера,
И Париж по сей день отмывает позор».
Я понимаю, конечно, что нельзя с невежественного «барда» требовать четкого понимания того, что именно Великая французская революция во многом создала современную Европу, что следом за ней пришла наполеоновская эпоха, когда Франция в Европе разгромила всех своих соперников и стала по сути гегемоном — военным, экономическим, идейным и культурным. Это предмет гордости современных французов!
Но как в одной голове умещалось восхищение тем, как «живут Америка с Европой» с утверждением, что «Париж по сей день отмывает позор»? Совершенно непонятно… Или вот:
«Правдолюбец Радищев, после той мясорубки,
"Путешествие из Петербурга в Москву"
Чуть не слопал с досады, повредился рассудком
И, ругая масонов, погрузился в тоску».
Вообще-то Александр Николаевич Радищев — один из самых ярких людей во времена правления Екатерины. Честный чиновник (что тогда, как, наверное, и сейчас, было редкостью), глубокий мыслитель и настоящий патриот своей страны, которого волновало как живет его народ.
Да, правдолюбец Радищев обрисовал в своей знаменитой книге все стороны русской жизни: неправый суд, тяготы и несправедливый набор на военную службу, разврат дворян, продажа русских людей. Это тоже «век золотой Екатерины». И Радищева ценил Пушкин!
И кто такой Тальков, чтобы давать ему такие негативные оценки? Что касается повреждения рассудка… В интернете можно найти написанный Тальковым «Монолог». Это сборник публицистических текстов, которые если и имеют некоторую ценность, то исключительно лишь для понимания личности самого автора. Просто несколько цитат из «Монолога» Талькова:
«Видимо, сатана владеет непосредственно Землёй. Я ещё не понял
почему, но уверен, что в 17-м году над Россией взошла Люциферова
звезда, и дьявол начал править бал на Русской земле. Все наши
властители, начиная с Ленина, безусловно, его слуги».
«Контакт с Космосом, который я постоянно ощущаю, и общение с
истинными, а не ложными священнослужителями привели меня к
прозрению».
Если человек заявит вам, что он ощущает постоянный контакт с Космосом, к специалисту какого профиля вы ему посоветуете обратиться? Вот то-то же и оно… Впрочем, скорее всего наш не очень умный шансонье в этом случае просто скоромошничал на публику…
Популярность Талькова была на своем пике в год уничтожения Советского Союза. «Верит в Вас, как в Бога, изможденная страна», так он пел о Ельцине. А в августе 1991 года во время выступления стоял на сцене под флагом буржуазной Литвы, что как-то совсем не стыкуется с великодержавным патриотизмом и уж тем более с дореволюционным монархизмом.
«Совки! Мы объявляем вам войну! Совки! Не отдадим мы вам страну!»
Парадоксально, но убили Талькова не ненавидимые им советские люди, а «свои», с кем вместе он приближал наступление «святых девяностых».
Человек очень хотел выглядеть мессией, поливая грязью страну «дураков, а не гениев». Но все кончилось для него печально. И сейчас невежественные тальковские тексты интересны лишь как иллюстрация того, какие проблемы с адекватным восприятием реальности были у заметной части населения России в то время. К счастью, давно закончившееся.
Нет комментариев