ГРУППА https://ok.ru/group/70000005751687 ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА С.Н. МАГНИТОВЫМ.
Мой собеседник сегодня- Магнитов Сергей Николаевич-ученый-филолог, автор многочисленных произведений, методолог, преподаватель, создатель тренинговых программ, разработчик курсов интенсивной риторики, курсы карьерного проектирования, а также создатель известного в нашей стране профориентационного проекта.
Корреспондент: Сергей Николаевич, я часто стала слышать такое понятие, как профориентация. Она буквально молнией ворвалась в нашу жизнь и взбудоражила многих в интернете. Расскажите нам, пожалуйста, что это такое и почему вокруг этого сейчас такой ажиотаж, бум?
Сергей Николаевич: У вас интересный вопрос. Может это не такой уж и бум, но, действительно, тенденция просматривается, потому что профориентационной тематикой занялись Верховные Власти, грубо говоря, на уровне Кремля и общей политики.
Дело в том, что нужно понимать тот факт, что мы все вышли из Советского Союза, и там этот вопрос был скрыто решен. И по этому поводу нас это как-то не задевало и не волновало, мы легко искали свою судьбу, работу, и т.д. Алгоритмы искало для нас государство.
Действительно, государство в плановом порядке понимало, что ему нужно было для развития экономики, политики. Оно формировало учебную структуру и фактически готовило специалистов на свои деньги для своих предприятий, которые обучались нужной квалификацией и получали нужный опыт. Эти люди попадали в благоприятную среду: к примеру, в Трудовом Кодексе была статья, по которой специалиста нельзя было уволить в течение 3 лет, даже если он совершал на работе что-то невообразимо плохое. С точки зрения бизнеса сегодня это, конечно же, звучит очень смешно.
Пришел 1991 год, страна рухнула, возник хаос, все куда-то побежали и, как могли, выживали. Тем не менее пришла Путинская пора, и стало все более-менее вставать на места, и стало понятно, что та установка, которая существовала до 1991 года, на вольном рынке перестала работать.
Почему? Потому что оказалось, что образование само по себе, а предприятие - само по себе, и в итоге, они не находят друг друга.
Сегодня у школы нет прав, городские власти не знают, как остановить утечку кадров из малых городов! И во всей этой неразберихе государство хватается за голову и не знает, что предпринять.
Молодежь с каждым годом стала все меньше и меньше рожать, так как женщины не видели определенности и надежности в будущем.
А бизнес стал решать проблему миграционным путем.
И сейчас в 2024 году возник суровый вопрос: а кто будет жить в этой стране, если у нас фактически все рабочие места отдаются мигрантам? А мигранты же это не просто люди, они являются представителями своих государств, это организованное явление со стороны этих государств. И здесь возникает вопрос о безопасности нашей страны!
Миграционный вопрос встал сурово и жестко, но многие представители бизнеса говорят: а кто будет работать? Хотя все прекрасно понимают, что у нас молодежь тысячами выходят из школ, готовые работать, но почему-то для них не находят рабочего места. И получается, что предприятие, работа, молодежь - не могут найти друг друга. И никто не знает алгоритма как их всех свести между собой. Вот эта проблема и требует на сегодняшний день решения. И как не крути, мы массово еще в сознании живем 80-ыми годами и ждем, что кто-то нам что-то предложит.
Пришло время самим вырабатывать стратегию.
Корреспондент: Какую Вы преследуете цель, создав профориентационный проект?
Сергей Николаевич: Естественным образом, если я обозначил проблему, значит этот проект и должен решать её. И нам сейчас необходимо решить вопрос о том, для чего мы рожаем и воспитываем своих детей. Ясно одно - если наши дети не найдут достойную работу, не сформируют достойную карьеру, они не будут создавать семьи и рожать детей, значит они будут уезжать за кордон. В этом смысле логика ясна: если не будет профориентации, то у нас в стране скоро не останется наших коренных жителей. Причина - отсутствие алгоритмов успешной карьеры для успешной работы на предприятиях.
В отличие от нас, профориентация политика миграционных сообществ работает очень хорошо и на высоких уровнях, внедряя своих людей в различные экономические структуры и ведомства.
Главная трагедия момента, которую мы должны разрешить в первую очередь-это объяснить всем участникам процесса, что фигурант номер один профориентационного процесса - это родитель, который должен заниматься направлением собственного ребенка и это единственный человек, который по праву называется педагогом. А у нас представление, что этим должна заниматься школа, у которой, собственно, нет никаких юридических прав по отношению к ребенку: задача школы - по программе отработать предмет. И это должны понять, наконец, все родители, а наша задача достучаться до них и помочь двинуться по правильному пути.
Корреспондент: На что Вы опирались, создавая алгоритм в профориентационном блоке?
Сергей Николаевич: Хороший вопрос, спасибо вам. И вы смотрите прямо в точку, если уловили логику, то заметили, что в первую очередь мы делаем ставку на научность подхода. Драма момента заключается в том, что у нас по острейшему комплексно-социальному вопросу нет науки. Если ее нет, значит, нет осмысления проблемы. Если нет осмысления проблемы, значит она не будет решена. Если она не будет решена, за этим последует драма, трагедия, нищета страны и т.д. И здесь ясно одно, что нам нужно решить вопрос о науке, которую нужно создавать, и мы её создаем. Ведь до сих пор нет такого предмета, как профориентология, теория и практика профориентационной навигации, и это нужно создавать. Вот мы и занимаемся формированием науки.
Престиж вопроса сразу поднимается, если есть наука: она сразу начинает финансироваться и переходить к этапу дисциплинария, в форму отношения с властями.
Процесс пошел, и на сегодняшний день, те блоки, которые мы предлагаем по профориентации на данный исторический момент, состоят из шести методических блоков, где предлагается родителям решение проблем.
Но это и диалог с родителями.
Я уже получил несколько великолепных плодотворных возражений, которые конечно же дополнят нашу научную работу. И в этом смысле я считаю, что само инициирование народной работы по профориентации - это одна из святых задач, которую я бы хотел решить, но на научной основе.
Корреспондент: Профориентация и Трудоустройство как-то связаны между собой?
Сергей Николаевич: Мы очень четко разделяем профориентацию человека, которая определяет профессиональную цель как смысл жизни, как его собственную самореализацию личности, которая очень сильно удалена во времени.
Допустим, высококлассный мастер - это человек после 30-ти лет, а может, и 40, но сейчас многое сдвинулось: цель своей жизни человек может реализовать часто аж под 60 лет! Даже знаю такой случай, когда человек, отработав всю жизнь на производстве, выйдя на пенсию, взял краски и холсты, начал творить шедевры. И он счастлив от своего дела, которым он занялся.
А трудоустройство - это то, во что мы вынуждены входить в чужие рабочие правила, в чужие нормы, это работодатель, которому ты, по большому счёту, всем обязан, потому что он твой учитель, как ни странно. Многие не понимают этих вещей. Это такой вынужденный тренинговый этап, мимо которого не пройдет никто, да и не надо проходить.
Поэтому профориентация - это твоя личная стратегия и каждый человек мыслит себя как очень «крупного» человека с мощным доходом, как руководителя огромного предприятия. Это так и должно быть, особенно у молодых людей.
Но если возьмем пример - цепочку формирования, допустим, от генерала до солдата, то трудоустройство - это солдат, а профориентация - это генерал, а значит мы не можем миновать этап стадии трудоустройства, чтобы сразу прийти к «стадии генерала».
Корреспондент: Это важный момент! Спасибо за разговор!
Интервью провела Людмила Кольжецова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев