17 декабря народному артисту СССР могло бы исполниться 96 лет (год рождения 1928).
"Вообще-то я не хотел быть актером. Просто жизнь моих родителей, а, соответственно, и моя, сложилась таким образом, что никем другим я стать не мог. Я бы покривил душой, если бы сказал, что жалею. Нет. Жалеть вообще ни о чем не нужно – просто так карта легла", – говорил Леонид Сергеевич Броневой.
Его путь в профессию был долгим и трудным: свою звездную роль, Генриха Мюллера в "17 мгновениях весны", он сыграл в 45 лет, а до этого жизнь словно готовила его к воплощению образа шефа немецкой тайной полиции. Впоследствии каждая исполненная роль разлеталась на цитаты – и дело, конечно, не только в гениальной драматургии, но и в уникальных "броневых" интонациях – всегда с нотками цинизма и легкой грусти: "Штирлиц, а вас я попрошу остаться", "Заметьте, не я это предложил", "А кто не пьет, назови!"; "Коли доктор сыт, так и больному легче", "И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы"…
В день рождения Леонида Броневого вспоминаются фильмы, передачи и спектакли с его участием, раскрываются факты биографии.
Он родился в Киеве в 1928-м и первые годы жизни провел в самом сердце украинской столицы, на Крещатике. Мать Белла Львовна училась на экономическом, отец Соломон Иосифович – на юридическом, мечтая повторить путь старшего брата и стать сотрудником спецслужб. В шесть с половиной лет маленький Леня поступил в музыкальную школу при Киевской консерватории по классу скрипки – педагоги сразу заметили выдающиеся способности мальчика. Но в декабре 1936-го отца арестовали по обвинению в троцкизме, и на этом счастливое детство закончилось. Вместе с матерью он оказался в ссылке в Кировской области и вернулся в Киев лишь спустя пять лет. С началом войны семья была вынуждена отправиться в эвакуацию, которая занесла их в далекий азиатский Чимкент.
Когда война наконец завершилась, Броневой за год окончил вечернюю школу рабочей молодежи, получил аттестат зрелости и оказался на первом курсе актёрского факультета.
По окончании института родина послала Леонида в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина. Там он долго сидел без ролей, и на пропитание молодому актеру не всегда хватало. Через два года оказался в Оренбургском драматическом театре имени Горького, где вполне пригодился. Много играл, стал ведущим актером советского провинциального театра, и в конце концов партия доверила Броневому роль молодого Ленина. Так начиналась его галерея портретов начальников, вождей и королей.
За роль Ленина Броневому хотели присвоить звание заслуженного артиста, но он решил оставить оренбургские перспективы и помчался в Москву, где поступил в Школу-студию МХАТ к Грибову. Учился вместе с Волчек, Скобцевой, Квашой, но в команду "Современника" не попал и снова отправился в провинцию. Сначала в Грозный, потом в Иркутск, а с 1958 по 1961 работал в воронежском театре. После внезапной болезни и смерти первой жены Броневой вернулся в Москву вместе с маленькой дочкой. Он активно предлагал себя разным театрам, и единственным, кто оценил артиста, стал Андрей Гончаров, пригласивший его в труппу Театра на Малой Бронной. Туда же пришел постановщиком и Анатолий Эфрос. Режиссер разглядел его сразу, задействовал почти во всех своих спектаклях. Многие считают, что настоящего актёра Броневого создал именно Эфрос, научивший его тонкостям профессии.
Леонид Броневой снимался не так много. Как говорил сам, всему виной "нестандартная для кино физиономия". Первую роль в кино сыграл у режиссера Юлия Райзмана. Эпизод был настолько незначительным, что актер даже не смог узнать себя на экране. Известность пришла к Броневому после выхода картины Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Изначально ему прочили роль Гитлера, а Мюллером должен был стать Санаев. Однако секретарь парткома "Мосфильма" Всеволод Васильевич посчитал унизительным играть начальника тайной полиции, о чём потом ужасно пожалел. Зато Броневой сразу понял: Мюллер – очень интересный тип. Циничный смех и стальной взгляд, содержательные паузы и мгновенные реакции – он играл его интуитивно, опираясь на собственные представления о служащих безопасности. Перед глазами был отец, который даже после лагеря не изменил своим убеждениям.
Эпизодическую, незначительную роль, никому не известный актёр сделал фактически главной.
Знаменитый жест шеей, шефа тайной полиции, который стал визитной карточкой Мюллера, Броневой придумал случайно.
Ему мундир сделали уже, он ему давил на шею. И Броневой так немножко ее освобождал.
Несмотря на грандиозный успех картины, Леонид Сергеевич всё еще чувствовал неуверенность в собственных силах. Актёра продолжали терзать сомнения, даже когда Захаров без проб утвердил его на роль курфюрста в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", а позже пригласил к себе в знаменитую труппу "Ленкома". В фильме "Покровские ворота" он снимался уже в статусе звезды, потом были "Формула любви", "Небеса обетованные" и множество других образов.
И все же главной для актера всегда оставалась сцена. Он всю жизнь мечтал сыграть Арбенина, но так и не смог. Эфрос видел в нём лишь отрицательных персонажей. "Ему что-то во мне не нравилось. У нас был творческий тандем, но человеческая несовместимость", – признался Броневой в программе "Белая студия". Свою тоску по лермонтовскому герою он возместил в телеэфире, процитировав в беседе с Дарьей Златопольской отрывок из "Маскарада". Броневой вообще всегда прекрасно читал стихи, словно проникая в самую суть поэзии. Этим даром артиста не преминул воспользоваться и режиссер фильма "Простые вещи" Алексей Попогребский, вложив в уста героя Броневого строки Тютчева: "Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять…". Это была одна из последних работ актера в кино. Он произносил текст с такой обреченностью, словно понимал, что пришла пора прощаться со своим зрителем.
"Ленкому" Леонид Сергеевич отдал почти 30 лет жизни. Сыграл там Крутицкого в "Мудреце", Дорна в "Чайке", Яичницу в "Женитьбе". Словно специально для него Захаров сделал Фирса центральным персонажем "Вишневого сада"... Чехов вообще был любимым автором Броневого. Его всегда привлекало отношение писателя к людям, которых тот видел буквально насквозь и потому не очень любил. Больше всего Леониду Сергеевичу нравились чеховские рассказы, особенно "Тоска" – о старом извозчике, который, потеряв сына, пытался рассказать о своем горе пассажирам, но, столкнувшись с безразличием, изливал душу лошади. Этот герой был так созвучен глубокому внутреннему одиночеству самого Броневого.
Многие коллеги его не любили, иные боялись, за взрывной характер называли "бурлящим котлом" или "демоном сцены". Говорили: "Броневой сродни ядерному реактору – безопасный, пока не рванет"... Этими качествами он наделил и своего персонажа в спектакле "Ленкома" "Королевские игры" о любви английского короля Генриха VIII и Анны Болейн. Роль герцога Норфолка в этой постановке далеко не главная, но актер играл ее поистине самозабвенно. Он продолжал выходить на сцену "Ленкома" до последних дней. Когда ноги уже не слушались, его вывозили из-за кулис на коляске, и зал неизменно встречал Леонида Сергеевича Броневого долгой и бурной овацией.
Броневой принимал участие в различных телепередачах, в озвучивании фильмов и мультфильмов, в теле и радиоспектаклях.
Леонид Сергеевич Броневой - академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», Народный артист СССР, полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат двух Государственных премий России, премии «Ника», обладатель призов различных МКФ и других наград.
Великий артист скончался 9 декабря 2017 года в Москве, не дожив недели до своего 89-летия, после тяжелой продолжительной болезни. Последний месяц своей жизни Леонид Броневой провёл в больнице. Его состояние ухудшалось день ото дня. За три недели до кончины его перевели в реанимацию, однако врачи оказались бессильны.
11 декабря 2017 года прошло прощание и похороны Леонида Броневого. Гражданская панихида была в московском театре «Ленком». Похороны народного артиста СССР по желанию родных прошли в закрытом режиме, он был похоронен на Новодевичье кладбище, недалеко от могил народного артиста СССР Владимира Зельдина и художника Ильи Глазунова.
Александр Збруев, актер театра «Ленком», о Броневом: Леонид Сергеевич Броневой – это, конечно, совершенно «отдельная» личность: он со своей яркой индивидуальностью не был похож ни на кого другого. Играл ли он в историческом произведении или в современном, - адаптировался к любому материалу, всегда укладывался в режиссерские рамки. Он блестяще существовал в каждой своей работе. У него не бывало промахов. Он всегда точно попадал в яблочко. Как музыкальный человек очень чувствовал фальшь в партнере и в том, что происходит вокруг. И не молчал, а обязательно говорил об этом на репетиции. К партнеру был требователен так же, как и к себе.
Мы часто сидели в актерской комнате, и, бывало, Леонид Сергеевич произносил какую-то фразу, которая всё ставила на место - позволяла участникам спектакля трезво взглянуть на ситуацию. И спектакль имел успех. Леонид Сергеевич очень мудрый. Нам будет страшно его не хватать".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев