Не упустите время!
ПОСТКАНИКУЛЯРНЫЙ СИНДРОМ.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ?
Друзья! Пока не поздно, помогите себе и своим детям восстановиться после долгих каникул. Это бывает непросто.
Если работоспособность снижена и трудно собраться с мыслями, эта статья для вас. Как помочь себе и ребёнку настроиться на рабочий лад в короткий срок и сделать так, чтобы адаптация к учебному процессу оказалась безболезненной?
Каникулы обычно проходят весело и беззаботно. И многие родители забывают о том, что срыв режима дня и длительное умственное расслабление могут создать школьникам серьёзные трудности после каникул.
Чем же это чревато? Резким повышением психических и физических энергозатрат из-за неготовности организма к новому ритму, рассеянности внимания и несобранности, появления постоянной гонки и загруженности. А результат – возникновение стресса, который создаётся ситуацией ограничения времени и переутомлением.
В этом случае адаптация к школьным будням после каникул протекает сложно и предсказуемо. Меняется эмоциональное состояние и поведение школьника, возникают нарушение школьной дисциплины и конфликты с учителями и одноклассниками, появляется чрезмерное возбуждение, иногда даже дерзость и агрессивность (особенно у подростков). Или наоборот – заторможенность, чувство страха. А результат один – равнодушие к учебе и нежелание идти в школу в лучшем случае, а в худшем – различные заболевания (как обострение прежних, так и приобретение новых).
Для многих школьников постканикулярный синдром может надолго затянуться. И в группе риска обычно находятся те, кто интеллектуально вполне соответствуют требованиям школы, но физически или психически (либо то и другое вместе) ещё незрелы и поэтому выдержать учебные нагрузки им в таком состоянии очень сложно.
Конечно же, в течение каникул очень важно дать школьнику как следует отдохнуть, расслабиться, но чем раньше родители начнут возвращать его к необходимому режиму работы и отдыха, тем легче ребёнку будет адаптироваться к учебному процессу после каникул.
К школьному распорядку жизни следует переходить очень плавно и аккуратно. Это серьезное дело, которое требует разумного подхода. И, как уже говорилось, резкое включение в работу может привести неокрепший организм к сбою и вызвать стресс.
ВНИМАНИЕ! Если не получилось в последние дни каникул подготовить ребенка к началу школьных занятий, стабилизировать работу нервной системы, многое сделать еще не поздно. Что же именно?
Вот рекомендации и упражнения, которые психологи и физиологи предлагают школьникам по успешной адаптации к учебному процессу после каникул, по сохранению физического и психического здоровья:
1. Соблюдение режима труда и отдыха.
2. Активизация эмоционально-волевых и познавательных психических процессов (внимания, восприятия, мышления...) с помощью различных упражнений (см.ниже).
3. Создание настроя на серьезную учебную деятельность.
Родители! Обязательно понаблюдайте за сыном (дочерью), попробуйте определить настроение и самочувствие. Найдите время, чтобы обстоятельно в эмоционально благоприятной обстановке побеседовать с ребёнком, выяснить, что его тревожит и в чём необходима ваша помощь. Главное, он должен усвоить следующее:
* родители всегда готовы прийти на помощь и будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неудач,
* любые трудности преодолимы и являются ничем иным, как средством выработки характера.
Помогите настроиться школьнику на рабочий лад:
* обсудте его цели, интересы и желания, поговорите о его увлечениях – спорте, музыке, рисовании и т.п,
* обязательно как бы между прочим поинтересуйтесь, где и как он хотел бы провести свои следующие каникулы, - это вселит в него надежду на лучшее будущее и прибавит оптимизма,
* следите за тем, чтобы ребёнок высыпался, обратив внимание не столько на время сна, сколько на его качество,
* не требуйте невозможного и как можно чаще старайтесь создавать ситуацию успеха (об этом на страницах сайта говорилось много),
* не загружайте дополнительными занятиями в секциях и кружках - сутках всего 24 часа,
* суммируйте время, отведенное на учебу в классе и дома, разные гигиенические процедуры, неторопливые приемы пищи, сон, обязательную прогулку на свежем воздухе, дополнительные занятия и т.д., и ответьте себе на вопрос, остается ли у ребёнка время на чтение, любимое занятие, полноценное общение с родителями,
* и побольше положительных эмоций!
Помните!!!
То, как пройдет адаптация к дальнейшему обучению в школе, в большей степени зависит от вас, уважаемые родители. Этот период способен высветить многие проблемы в ваших отношениях с собственными детьми.
Можно привлечь упражнения-игры, которые хороши для всей семьи. Каждому её члену будет полезно после продолжительных праздников привести в порядок свой мыслительный аппарат. Эти игры помогут укрепить и отношения с ребенком.
Например.
За совместным чаепитием всем вместе поиграть в такую игру: не глядя на окружающих, описать письменно или устно, во что одет каждый из присутствующих. Или записать названия предметов, находящихся на каком-либо столе, висящих на какой-либо стене и т.п.
Хорошо бы ведущему накануне мероприятия учредить для игроков какие-либо шуточные призы, а в конце предложить игрокам быстро «сообразить» приз для ведущего. Это может быть изделие из бумаги, совместно придуманное четверостишие, изображение с помощью разных поз интересной фигуры и т.д.
Если ребёнок мало находится на свежем воздухе, то подобные игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти, активизацию мышления лучше проводить на улице. Можно наблюдать детали пейзажей, которые раньше ускользали от внимания, отгадывать разного рода загадки, придумывать слова, предложения. Например:
слова с тремя буквами а (тарантас), слова с четырьмя буквами о (сороконожка), слова с семью буквами о (обороноспособность);
слова, увеличивающиеся на одну букву и при этом все заканчивающиеся на ла: -ла; —ла; —-ла, —--ла; —---ла; —----ла и т.д. (юла, пила, кукла, свекла, горилла, шиншилла);
предложение, слова в котором начинаются на буквы днкц (девочка несла красивый цветок).
Любой родитель сам может придумать немало подобных упражнений.
В этих играх необходимо соблюдать правила: во-первых, все слова должны быть существительными, нарицательными, в именительном падеже, в единственном числе (или во множественном, если в единственном не употребляются, например, сутки, ножницы и т.п.), а во-вторых, чем больше дано вариантов ответа, тем лучше.
Активизировать внимание и мышление можно при помощи упражнения «Отгадай, что это такое». Родитель поочередно дает школьнику, который сидит с закрытыми глазами, какие-либо предметы. Тот ощупывает их руками и называет эти предметы.
Полезны также упражнения по перемене рук: во время еды, письма, умывания, причесывания и т.д. стараться задействовать противоположную руку. Можно менять обычные для нас движения, например, помешивание ложечкой в чашке не в привычную для нас сторону, а в противоположную. Можно также в удобном месте закрыть глаза и ориентироваться в пространстве на ощупь.
Особенно активизируют внимание и мышление такие упражнения.
Продолжение здесь: https://www.zanimatika.ru/zdorovyiy-obraz-zhizni/postkanikulyarnyiy-sindrom.html#talkwithparents #заниматика #постканикулярный_синдром
#помощь_в_обучении
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2