СКОРОДЕЛОВЫ
Мы детство видели на грош,
Но рвались в бой, в труды,
Куда ты, память, нас зовёшь,
Обратно, в детство той войны?
Всю жизнь работали, учились,
Примером были для страны
И Родиной своей гордились,
Мы – дети той войны.
Переступив порог кабинета председателя колхоза имени героя Советского Союза С.В. Достовалова, я, молодой специалист, по своему желанию приехавший работать ветеринаром в село Савватеево, Нерчинского района, увидел поднимающегося из-за стола, мне на встречу, крепкого, пожилого, немного грузноватого, опрятно одетого, улыбающегося человека.
- Алексей, - протянул он мне руку. Никакого превосходства или напыщенности передо мной, совсем ещё юным парнишкой. Даже руку пожал, как-то бережно, по-отцовски. Потом уже в результате знакомства и беседы по поводу моей работы в колхозе, я понял, что передо мной не только председатель колхоза, но и его главный зоотехник, под чьим началом я буду работать. Чему я, конечно, сильно обрадовался, так как сидящий напротив меня человек, располагал к себе своей добротой и отзывчивостью. По натуре я – человек дела, и в излишней сентиментальности не нуждаюсь, поэтому, сразу оценил его профессионализм и неподдельную боль за родное детище – колхоз.
Но, самое главное, что меня удивило и обрадовало – это его отношение к людям. После того, как он мне вкратце рассказал о колхозе, словом ввёл меня в курс дела и, заручившись моим согласием, на председательском УАЗике поехали мы с ним на молочно-товарную ферму и по чабанским стоянкам. Везде, куда бы мы не приезжали, люди к нему относились с доверием и уважением, называя его не иначе, как Алексей Константинович. По дороге он готов был часами рассказывать мне о каждом чабане или скотнике, вспоминая при этом добрым словом их родителей и называя по имени всех детей. Такую феноменальную память, до этого я помнил только у моей учительницы русского и литературы Иды Алексеевны Зайцевой. Она помнила не только своих учеников, но и ребят из других классов, знала их родителей, детей, а потом и внуков.
Таким мне запомнился первый день знакомства с моим учителем и наставником Алексеем Константиновичем Скороделовым. А уже в дальнейшем, по ходу работы, познакомился и с его супругой, директором Савватеевской средней школы, Скороделовой Ниной Яковлевной. Заме-чательный педагог и хозяйственник, добрейшей души человек.
Хоть я и гожусь этим удивительным людям в сыновья, но мы как-то нашли общий язык и сдружились. И сегодня, в благодарность к этим прекрасным людям, хочется сказать: «Я горжусь и рад, что судьба свела меня с Вами!»
Чтобы не потерять безвозвратно ещё одно звено нашей общей истории и донести до нынешней молодёжи непростую судьбу военного и послевоенного поколения, я попросил Нину Яковлевну рассказать о себе и своей семье.
Немного помолчав и ещё раз попробовав меня отговорить от этой, как ей казалось, нескромной затеи: «Как-то неудобно», Нина Яковлевна, регулярно вытирая глаза платочком, поведала о нелёгкой судьбе своей семьи: «Родилась я 16 сентября 1940 года в с. Бишигино Нерчинского района. Отец – Буздыгар Яков Ефимович, 1915 года рождения, мама – Буздыгар Наталья Петровна, 1917 года рождения. Отец по национальности украинец, его предки переселились на Алтай после отмены крепостного права в России. А фамилия была Пилипенко. Прадеда моего отца помещик променял на немецкую овчарку, её хозяин в память о собаке, новому крестьянину дал её имя. Так и появилась фамилия Буздыгаров на Алтайской, а потом и Забайкальской земле. Семья моего отца была из бедных крестьян, а когда умерла его мать, семья и вовсе стала испытывать лишения. Его в семь лет отдали в работники к дяде, который шил овчинные полушубки, папахи, шаровары, рубахи. Он научил моего отца шить и это ему пригодилось на всю жизнь. В 1937 году его призвали служить в Красную Армию и привезли новобранцев в Нерчинск. Отслужив три года, отец остался на сверхсрочную службу портным по пошиву солдатской одежды. Командование видя, что он много умеет, назначило его старшим по мастерской. Там он и встретил маму, которая работала поваром в солдатской столовой. В 1939 году у них родилась дочка Галинка, которая умерла от дифтерии в 1943 году, когда отец был на фронте. Мама не писала ему об этом, так как боялась, что от расстройства он может допустить оплошность и погибнет, а он был фронтовым разведчиком. Отец отлично понимал, что будет большая война, поэтому в 1940 году перевёз семью в с. Бишигино к родителям мамы. Мои дедушка и бабушка были из казачьей семьи, первых поселенцев Подшиваловых. Мой дед – боевой казак, 1 Нерчинского полка, участник Русско – Японской войны 1904 – 1905 годов, участник первой мировой войны, имел Георгиевский крест, участник Гражданской войны. В Великую Отечественную войну его не призвали уже по возрасту, он с 1880 г. Из семьи моего деда на фронт были призваны 5 человек, один из них погиб под Москвой и 68 лет числился без вести пропавшим. Остальные вернулись домой с ранениями, медалями и орденами.
Мой отец был призван на фронт в июле 1941 года, мне было 10 месяцев, а пришёл с войны 25 декабря 1945 года, мне шёл шестой год. Я хорошо помню, как ночью их встречали дома, и я не хотела его признавать, так как он был очень худой, на лице большой шрам от уха до уха, через бороду, осколком пронзило всё лицо. Отец прошёл дорогами войны в 116-ой Забайкальской дивизии в 441-ом арт. полку, в полковой разведке от Калуги, через Сталинград, Орёл и Курск, Харьков, Корсунов – Шевченковский, Варшаву, Берлин и Прагу. Имел три ранения и одну контузию. У него было девять медалей: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталин-града» и другие. После войны отец стал шить одежду механизаторам Бишигинской МТС, затем проработал в с. Пешково до пенсии лесником. За 30 лет работы он посадил тысячи саженцев сосны и лиственницы, боролся с пожарами, браконьерами, заслужил уважение односельчан, имел почётные звания и награды.
Мама всю свою сознательную жизнь посвятила профессии повар. В 13 лет, окончив 3 класса, пошла, работать на полевой стан колхоза, а когда подросла, успела подоить кулацких коров, даже была старшей дояркой, ездила на слёт передовиков в Иркутск. Когда стали отпускать из колхоза, им вдвоём с сестрой Надей дали справки, и они поехали в г. Нерчинск, где устроились на работу в солдатскую столовую. Там они и поженились с папой, отчаянным гармонистом, весёлым, заботливым и прожили в согласии 55 лет. Отец умер в 1993 году, в возрасте 78 лет, а мама пережила его на 20 лет, умерла в 2013 году, в возрасте 96 лет.
В годы войны мама работала в детском саду поваром. Вот это было действительно страшное время, когда дети голодные, а ты не можешь их ничем накормить. Мама вспоминает, как они парили репу, американский жмых, сами ловили рыбу, сажали картошку и овощи, возили с гор дрова, чтобы протопить садик. А заведующая детским садом Анна Васильевна Мязина, привезла 11 мешков картошки, весь свой урожай, на питание детям, а сама голодала. Так и спасали детей от голода, а вот от болезней не могли уберечь, умирали дети. Моя сестрёнка умерла в возрасте 4 года, а я осталась, выжила.
Все мы выжили, наверное, благодаря моей бабушке. Забайкальская казачка, выносливая, умелая, стойкая. Она косила сено, ловила рыбу, ставила петли на зайцев, выращивала овощи, шила одежду и обувь, выделывала кожи. Толкла конопляное масло, собирала ягоды, сарану, коренья, умела всё приготовить, состряпать и нас прокормить. Я с детства ей во всём помогала и тоже многое умела. В школу я пошла в 1948 году. Моя подружка Валя приходила ко мне делать уроки на печке, у них было очень холодно. Отец её погиб на фронте, а два брата были ещё в армии. Мать её болела, и жили они очень плохо. Я с ней научилась читать, писать, считать. Когда я пришла в первый класс, то мне нравилось быть лучше всех, я очень старалась и училась неплохо. Была в школе председателем совета отряда, а затем предсе-дателем совета дружины.
Окончив 10 классов Холбонской средней школы с комсомольской путёвкой пошла работать на МТФ Пешковского колхоза. Тогда 10 классов было уже образование. В деревне говорили, что, имея такое образование, идти доить коров, не понимали люди, что наше поколение должно поднимать страну. Тогда призыв комсомола: «Путь надёжный и верный, после школы – на фермы!» воспринимался, как должное.
Три года работы на ферме дали путёвку в жизнь, научили работать и видеть результаты своей работы, уважать людей труда, односельчан. Это пригодилось в работе на посту председателя сельского совета села. В 21 год с небольшим пришлось принять эту должность, которая была не по силам даже взрослым мужчинам, но я упорно справлялась. Надо было заготовить на 20 учреждений 2 тысячи кубических метров дров: на школы, клубы, библиотеки, медпункты, больницу. А сколько бытовых вопросов приходилось решать: похороны, праздники, работа отар, полевых станов, уборка урожая, посевная, сенокос и многое другое. Работа военного стола, где на учёте стояло до 800 человек, так как на селе работала геологическая экспедиция. Надо было выполнять планы поставок молока, мяса, яиц, шерсти, т.е. закупать у населения. Контролировать работу клубов, библиотек, медпунктов, школ, где работали молодые девушки. А ещё своя семья: двое маленьких детей, дедушка, а муж работал на полевой бригаде Арбагара. Вот и покрутись одна с семьёй и хозяйством. В 1961 году поступила в ЧПГИ им. Чернышевского на естественно – географический факультет. В 1964 году меня вызвали на заседание исполкома районного совета и объявили, что назначают меня директором Илимской восьмилетней школы. Я училась на четвёртом курсе института. Когда я взяла решение исполкома и пошла в РайОНО, меня встретил Илья Яковлевич Шмулевский. Он поднял очки на лоб, потом снова отпустил на глаза и сказал: «Ну, что, Нина Яковлевна, будем начинать работать на ниве педагогического труда». Я ответила: «Ну что же, надо, так надо». И мы с мужем и дедушкой поехали в это дальнее село. Я поняла, что меня послали, чтобы протопить 26 труб, школы без полена дров и подремонтировать её. Идти директором из местных учителей никто не отважился. Нас встретил председатель колхоза «1-ое Мая» Михаил Варфаламеевич Федоренко, наш земляк, мы вместе работали в колхозе. Он с большим желанием помогал школе, а мы колхозу. В первый же год мы организовали вечернюю школу, куда пришли учиться 30 молодых ребят и девушек. Мы каждый выходной ездили в лес, заготовляли дрова, протопили всем миром школу и ещё заготовили и вывезли 600 кубических метров дров на новый учебный год. Я работала в Илиме, а муж учился 2 года в Чите на бухгалтера. После окончания курсов, да и по нашей просьбе, в с. Пешково у нас остались дети и пожилые родители, мужа направили в колхоз им. Достовалова экономистом, а меня директором школы, которую надо было из начальной реорганизовать в восьмилетнюю.
В Савватеево была начальная школа, здание на два класса, которое строили казаки в 1910 году, ограды не было, и рядом стояла церковь. Строилось новое здание, выложено оно было до подоконников и всё. Разместили четыре класса в двухквартирном доме, а учителя бегали на уроки. Когда приехали принимать школу и заместитель заведующего ОблОНО Волокитина Мария Романовна сказала: «Как же вы думаете в таких условиях учить детей?» Я ей ответила, что заедем в новое здание в зимние каникулы. Она покачала головой и сказала: «Вы смелая девушка, ну, посмотрим, посмотрим». И мы действительно всем селом достраивали школу, ну, конечно, с огромной помощью колхоза, родителей, учеников, всем нужна была школа, какой подъём был у населения. И заехали в новое здание в январе 1967 года. Весной заложили фруктовый сад: 20 яблонь, 10 вишни, 10 сливы, 20 ранета и высадили около 200 саженцев дикорастущих деревьев. Девятнадцать лет была директором своей школы. Наша школа, благодаря слаженной работе коллектива, всегда была в числе передовых школ. На базе нашей школы, проходила школоведческая практика директоров и завучей восьмилетних школ. В 1984 году, школа была реорганизована в среднюю. Были построены мастерские с полным оборудованием. Колхоз выделил с/х технику, для обучения ребят профессии механизатора, мастеров машинного доения. В школе работала живот-новодческая бригада «Юность». По результатам работы она заняла призовое место в области и была награждена путёвкой Обкома комсомола в Москву. Ещё раз путёвкой областной туристической станции школа была награждена за туристко – краеведческую работу. Я все годы работы в школе, вела туристко – краеведческий кружок. Мы разыскали, сколько было возможно, места захоронения воинов – земляков. Вели переписку со школами, которые ухаживали за братскими могилами. Так же участвовали в проводимой краеведческой конференции в музее В.И. Ленина, ребята школы приняли самое активное участие в строительстве памятника погибшим землякам. Сам памятник изготовил учитель рисования и черчения Бянкин Валерий Петрович. Все жители села помогали благоустраивать территорию памятника. Учителя школы были самыми активными участниками всех дел на селе. К сорокалетию Победы в ВО войне, коллектив художественной самодеятельности стал победителем конкурса: «В огне боёв спасли мы наши песни».
Мы выступали со своим концертом на областном телевидении. Я запевала песню: «Казак на саблю опирался». В 1985 году, по состоянию здоровья, я оставила должность директора и была избрана парторгом, проработала в этой должности 2 года, не прекращая работу учителя, вернулась в школу. Мне дали часы географии и истории, 26 часов. Трудно было вести, особенно уроки истории в 10 – 11 классе. Ученики выбирали в 10 классе географию, а в 11 классе историю, экзамены по выбору. А это очень трудная работа, такой объём, что приходилось сидеть вечерами и рано утром, но я справлялась. Ребята хорошо сдавали экзамены в присутствии представителей РайОНО, РК партии, института подготовки и усовершенствования педагогических кадров. Когда началась перестройка, я съездила на курсы переподготовки учителей истории, там наслушалась таких речей, учителей и преподавателей пединститута, что приехала и сказала директору школы: «Я историю вести не буду, заказывайте специалиста, я не могу детям говорить, что Ленин был не такой, о каком я вам говорила, и что коммунисты – это не те люди, которых мы уважали». Приехал молодой историк и стал говорить детям плохо о Ленине, о коммунистах, о стране, что всё у нас не так и прочее. Дети бежали ко мне и возмущались: «Как же так?» Я им отвечала, что это, ребята, пропаганда нынешней перестройки и учитель должен это говорить, а дело ваше – верить или нет, время покажет. Мне сейчас очень тяжело смотреть, куда мы перестроились. Всё разрушили, а нового ничего не создали. Пытаемся молиться, тоже не получается.
В школе, вместе с детьми интерната, а он был государственный на 60 мест, было 120 – 140 учеников. Интернат закрыли, детей не чем было кормить. На 2014 год в школе 46 учеников и 28 работников, в классах по 3 -5 учеников. Вот так перестроились. Колхоз развалился, люди уезжают, пенсионеры вымирают.
Я проработала постоянно до 1998 года, т.е. получила пенсию в 1995 году и ещё работала три года. С 1998 по 2004 год постоянно приходилось выходить на работу, замещать, то учителя географии, она училась заочно, то учителей начальных классов, то учителя биологии, истории. А в 2004 году произошёл первый инсульт, в 2009 – второй, полная нетрудоспособность, инвалид 2 группы. Но я ещё до 2010 года возглавляла «Совет ветеранов», а начинала эту работу в 1995 году. Для меня это была почётная и интересная работа, она давала мне силы жить. Но после смерти мужа, я не смогла жить дома, жила у дочерей, лежала в больнице и попросила меня переизбрать. Уговорила активную женщину, хотя она в селе жила мало, возглавить «Совет ветеранов» и спокойно оставила эту должность. Сейчас меня волнует вопрос о статусе ветеранов «Дети войны».
Много лет назад закончилась Великая Отечественная война. Ни с чем не сравнимы потери, которые она принесла людям. Что пришлось пережить солдатам, женщинам, старикам и детям. Вот и сейчас ведётся много разговоров о детях войны. Говорят и пишут, что перенесли дети, подростки, в то лихое время. Я хочу рассказать о своём муже и его семье.
Комментарии 29
Только наш стойкий героический русский народ может вынести такое!
Светлая память всем людям, о которых вы писали, Николай.