. Сейчас добраться из Санкт - Петербурга в Москву можно за одну ночь или, если нужно быстрее, за четыре с половиной часа на «Сапсане».
В современных поездах можно заказать еду, подключиться к wi f i и даже принять душ.
А что считалось всё - таки комфортной поездкой во времена Российской Империи ?!!
Солидный деловой человек в идеально сидящем костюме, в шляпе, с золотой цепочкой от часов, выглядывающей из кармана, важно шествует по перрону Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
С ним под руку идёт жена, приятно одетая дама, а за ними следом — горничная жены и секретарь мужа, а также носильщик, который толкает тележку с пятью роскошными кожаными чемоданами.
Важный господин собирается в деловую поездку из столицы в главный порт империи — в Одессу, и жена едет с ним, чтобы немного развеяться на море.
На рубеже XIX–XX веков это путешествие занимало несколько суток.
Железнодорожная сеть, которая за четыре десятилетия связала все уголки империи, заметно сократила и упростила дорогу, но нам, сравнивая современность и дореволюционные реалии, есть чему удивиться.
Важный господин с женой и прислуга, конечно, поедут в разных вагонах: господа в вагоне первого класса, а горничная и секретарь — в вагоне второго класса.
Билет в вагон первого класса стоит примерно в полтора раза дороже, чем билет второго класса, и в два с половиной дороже, чем билет третьего класса.
Первое отличие, которое нас удивит, состоит в том, что билеты продаются без номера места, и более того, без гарантии наличия места вообще.
Если поезд будет переполнен, то придётся ждать следующего, но нам это не грозит, потому что, во - первых, мы едем с конечной станции, а во - вторых, важный господин вместе с билетом приобрёл еще и «плацкарту» — дополнительную услугу, которая как раз гарантирует конкретное место в поезде.
Для прислуги плацкарта не куплена, поэтому они располагаются просто на любом месте, которое успели занять.
Давайте оглядимся.
Наш поезд — скорый, и он принадлежит Международному обществу спальных вагонов.
Это значит, что вагоны стандартные и предсказуемые, и это отличает их от вагонов других железнодорожных компаний.
Вагоны первого класса здесь похожи на сегодняшние спальные вагоны, где в купе две полки, а вагоны второго класса похожи на сегодняшние купейные — с четырьмя полками.
Также в этом поезде есть вагон - ресторан.
Мы движемся в сторону Москвы, и вагон заполнен примерно на две трети.
На промежуточных станциях заходят и выходят пассажиры.
Проблем со свободными местами нет, но если вагон заполнится целиком, проводник не пустит очередного пассажира и тому придётся ждать следующего поезда, который движется в нужном направлении.
Билеты, которые есть у нашего господина с женой и прислугой, всего лишь гарантируют право добраться от Петербурга до Одессы.
Но эти билеты вовсе не определяют ни номер поезда, ни маршрут, ни длительность поездки.
Более того, и предсказать всё это довольно сложно.
В те времена не существовало никаких баз данных и автоматизированных систем учёта билетов.
Касса на вокзале в Твери не может знать, есть свободные места в нашем поезде или нет, и поэтому все билеты продаются и без места, и не на конкретный поезд.
Поэтому железнодорожные компании (а их в России было много) старались организовать движение так, чтобы в вагонах всегда были свободные места, и именно поэтому примерно треть вагона пустует.
Наступает ночь.
Если мы заглянем в купе к нашему господину с его женой или к их прислуге, то увидим странную картину: они все спят на своих полках полностью одетые.
Из удобств — только подушки, причём собственные, взятые с собой из дома (железнодорожный тариф позволял провозить их бесплатно).
Ни одеял, ни пледов, ни простыней не предлагалось.
Кроме того, правила приличия того времени не позволяли снимать часть одежды в общественных местах, даже если это шляпа, не говоря уже о пиджаке.
Философ Владимир Соловьёв так вспоминал ночной разговор со случайной попутчицей в поезде:
« Было уже совсем темно. В вагоне стихло. Французы утомились своею вознёй и улеглись кое - как по своим местам. Изредка раздавались бессвязные возгласы, кто - то бормотал во сне.
— Вы верно не будете спать, — вдруг сказала моя спутница.
Я кивнул головой.
— Я тоже, будемте разговаривать. Нужно только устроиться покойнее.
Она сняла шляпку и распустила волосы.
Существуют в подлунном мире предметы, которые с раннего детства оказывали на меня неотразимое действие; и в ту эпоху, которую я теперь вспоминаю, при виде этих предметов, мой пессимизм терял всю свою силу, и моя аскетическая мораль с постыдною покорностью опускала свои крылья ».
Распущенные по плечам женские волосы произвели на философа настолько сильное впечатление, что эта встреча становится центральным эпизодом автобиографического рассказа — и соотечественники Соловьёва вполне понимали его чувства.
Если же мы пройдём из вагонов для «чистой публики» в вагон третьего класса, то обнаружим там крестьян, которые тоже спят одетыми, положив зипуны под голову.
Для крестьян это довольно привычно, они и в обычной жизни всю неделю ходят в одной и той же одежде, не раздеваясь, и спят в ней же.
«Чистая публика» отличается от пассажиров третьего класса буквально чистотой: в третьем классе легко подхватить вшей, а запах немытого тела ощущается довольно явственно.
Крестьянам не запрещалось покупать билеты в вагоны первого класса: просто им в голову не приходило тратить лишние деньги за комфорт, а люди с деньгами сторонились третьего класса по гигиеническим и эстетическим соображениям.
На следующий день поезд прибывает в Москву, и здесь нашим героям нужно пересесть на другой поезд.
На дальние расстояния поезда не ходят, и, чтобы добраться до Одессы, им придётся сменить минимум три поезда.
Никто не спешит: господин с женой и прислугой селятся в гостиницу, чтобы на следующий день спокойно сесть на киевский поезд.
Никаких новых билетов покупать не надо, купленный билет — единый на всю поездку, и он действует примерно неделю.
Можно ехать любыми поездами в удобном темпе, можно даже выходить на промежуточных станциях, чтобы с комфортом переночевать в местной гостинице и утром уехать следующим поездом.
Наутро в Москве все загружаются в поезд на Киевском вокзале.
Здесь вагоны уже не принадлежат международному обществу спальных вагонов и поэтому выглядят совсем по - другому.
В вагоне первого класса несколько купе, которые различаются по размерам и по числу кроватей.
Второй класс отличается от первого только обивкой сидений и меньшим количеством украшений.
Чем дальше от столицы, тем разномастнее становятся и поезда, и вагоны.
В киевском поезде уже нет вагона - ресторана, и он, в отличие от петербургского, не скорый.
На больших станциях поезд стоит примерно по часу, поэтому где - нибудь в Курске наш господин с женой обедают в ресторане в здании железнодорожного вокзала.
Прислуга из экономии покупает пирожки и варёные яйца у разносчиков прямо на перроне.
Чтобы не опоздать на свой поезд, нужно внимательно следить за вокзальными часами, и чем дальше мы удаляемся от Петербурга, тем больше замечаем некую странность: вокзальное время всё сильнее и сильнее отличается от астрономического.
Дело в том, что в те годы единого времени и часовых поясов не существовало: каждый город жил по своему времени, и в полдень солнце было ровно в зените.
Не было нужды в том, чтобы в Харькове или Белгороде время совпадало с петербургским, людям тогда не нужно было в одну и ту же минуту заходить в общий зум - колл из разных городов.
Нужды в едином времени не было до появления железных дорог, потому что поезда должны ходить по общему и понятному расписанию.
Поэтому на каждом вокзале есть часы, которые показывают стандартное железнодорожное время — и это время, естественно, столичное, петербургское.
Доехав до Киева, наша компания опять ночует в городе и затем в третий раз меняет поезд.
Здесь первый и второй класс наполнены дельцами:
Одесса — важнейший грузовой перевалочный пункт страны.
Вот как Владимир Гиляровский описывал последствия экономического бума в этих местах:
« Третий класс — битком: едет много рабочих — главным образом, орловских — копать руду в Кривом Роге.
Второй класс — тоже битком.
Едут французы 2 - го разбора и маклера.
В первом классе тесно <...>
Рядом со мной занимают купе четыре француза, болтающие всю дорогу.
Купе по другую сторону занято двумя англичанами, которые всё время молча курят сигары и читают гид.
Ко мне в Харькове подсели три дельца, совершившие только что крупное дело по покупке руд».
На каждой станции в вагон входят и выходят из него купцы и предприниматели: сахарозаводчики, экспортёры пшеницы и овса, французские и бельгийские инженеры - металлурги, бизнесмены из Великобритании и Германии.
Юг Украины развивается быстрыми темпами и привлекает деловых людей со всей Европы.
Поезд идёт медленно, и на каждой станции можно выпить чаю в буфете и почитать свежую прессу.
Первый вагон в поезде — частный, он принадлежит известной певице Анастасии Вяльцевой, которая едет на гастроли.
Иметь в своём распоряжении личный вагон — показатель самого высокого достатка, примерно как сейчас обладать яхтой или личным бизнес - джетом.
По предварительной договорённости с железнодорожной компанией такой вагон прицепляется к поезду сразу за локомотивом, поскольку тряска в первых вагонах ощущается меньше, чем в последних.
Наконец, после пяти суток пути, изрядно уставшие и помятые, наши пассажиры выгружаются на вокзале Одессы.
Долгий путь закончен, и нужно хотя бы сутки отдохнуть в гостинице, прежде чем приниматься за дела.
Но, несмотря на усталость и долгую дорогу, и важный господин, и его жена, и прислуга, без сомнений, благодарны техническому прогрессу: ведь по сравнению с недавним прошлым их поездка прошла в комфорте, невероятно быстро и дешёво.
P.s. Работник железной дороги пылесосит вагоны II класса, Санкт–Петербургско – Варшавская железная дорога ...
Нет комментариев