А. Половцов в своём дневнике приводил свой разговор с К.П. Победоносцевым, касающийся образования Наследника (будущего Императора Николая II). Знакомясь со строками Половцова, следует учесть, что этот чрезвычайно честолюбивый человек, член нескольких масонских лож, был крайне самовлюблённым, отчего его отношение к другим людям отличалось высокомерной снисходительностью. Тем не менее Половцов писал: "Говоря о Цесаревиче, Наследнике престола, Победоносцев сообщает, что хотя Данилович по старости лет, слабости здоровья и вообще некоторой мертвенности нравственного существа и не представляется идеальным воспитателем, тем не менее, его план обучения и строгость исполнения этого плана ставят ход образования Наследника удовлетворительнее, чем других юношей царствующего семейства. Ввиду однообразности и замкнутости жизни государевых сыновей, необходимо было бы доставить Наследнику возможность видеть более людей. На днях Победоносцев говорил об этом с Государем. [...] На всё это, Государь отвечал, что "Его сыновья видают тех людей, коих у Него бывают", но, к сожалению, у Него бывают люди одной узкой клики". В другом месте Половцов сообщает, что Победоносцев, "говоря о занятиях своих с Цесаревичем, хвалит способности молодого человека и сетует на то, что Его держат на положении ребёнка, а в особенности на то, что Ему не позволяют путешествовать".
Половцов также утверждал, что преподаватель Наследника по тактике генерал Гудим-Левкович жаловался ему на "Даниловича, который из своего Питомца делает умеренного, аккуратного старичка, а не бойкого юношу". Как показало будущее, именно те качества, которые заложил в Государя генерал Данилович, позволили Царю в течение долгих лет царствования сохранять спокойствие и хладнокровие в сочетании со спокойным анализом ситуации. Вряд ли бы в критических ситуациях Николаю II помогли бы качества "бойкого юноши".
Протопресвитер Георгий Шавельский, который не любил Государя, тем не менее признавал: "Когда вопросы касались истории, археологии и литературы, Государь обнаруживал очень солидные познания в этих областях. Нельзя было назвать Его профаном и в религиозной области. В истории церковной Он был достаточно силён, как и в отношении разных установлений и обрядов Церкви".
Следует сказать, что образование детей Александра III было очень гармоничным и разнообразным. 11 сентября 1882 г. Цесаревич Николай посетил Третьяковскую галерею, где осматривал её картины, а через месяц, 11 октября, был слушателем "маленькой лекции Миклухо-Маклая. Он рассказывал о своём 12-летнем проживании в Новой Гвинее и показывал свои рисунки".
При изучении блока естественных наук Цесаревичу преподавалась анатомия человека, поэтому в Его учебной комнате в Гатчинском дворце появился в качестве учебного пособия человеческий скелет. Об этом стало немедленно известно в свете, и эта новость вызвала раздражение у прежних царских воспитателей. Бывший преподаватель Александра III генерал Н.В. Зиновьев буквально выходил из себя, когда речь заходила о воспитательских новациях Даниловича: "Что он Его (Наследника) готовит в повивальные бабки, что ли?"
Общее образование Наследника закончилось в 1890 г. В мае в Его дневнике появилась запись: "Сегодня окончательно и навсегда прекратил свои занятия". Нельзя не согласиться с выводом И. Зимина о том, что Государь "получил добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя не только основы юридического, экономического и гуманитарного образования, но и основательное знание военного дела. Он был образованным и эрудированным человеком, о чём единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие Его "по работе"".
Поэтому уничижительные высказывания недоброжелателей Николая II по поводу Его образования следует отнести к их предвзятости и недобросовестности. Так, А.П. Извольский в своих воспоминаниях писал: "Когда Император Николай II взошёл на престол... Его природный ум был ограничен отсутствием достаточного образования. До сих пор я не могу понять, как Наследник, предназначенный самой судьбой для управления одной из величайших империй мира, мог оказаться до такой степени неподготовленным к выполнению обязанностей величайшей трудности".
И.Л. Солоневич дал наиболее точное определение уровню и значению образования Императора Николая II: "Государю Императору преподавали лучшие русские научные силы - и историю, и право, и стратегию, и экономику. За Ним стояла традиция веков и практика десятилетий. Государь Император стоял на самой верхушке уровня современности".".
Российский историк и публицист, кандидат исторических наук П. В. Мультатули
(источник: Мультатули П.В. Император Николай II. Человек и монарх. М.: Вече, 2016. - С. 49-51)
#Царь_Россия_Навсегда #Союз_ревнителей_Памяти_Императора_Николая_II #Царственные_Мученики #Царская_Семья #Царская_Россия #Романовы #Оболганная_История #История_России
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев