Как возникла эта традиция на самом деле. Есть ли здесь доля правды?
Со смертью связано много предрассудков. И надо понимать: где надумано людьми, а что действительно важно.
Например, многие люди уверены, что хоронить умерших надо на третий день. И связано это с тем, что именно на третий день душа покидает тело. А до этого она находится в теле.
К тому же самой цифре «три» придается особый, магический смысл. Это, видимо, связано , тем, что именно на третий день воскрес Иисус.
Интересно, что подвержены этому предрассудку и верующие, и люди далекие от веры.
Сначала успокоим тех, кто считает, что традиция похорон на третий день действительна важна и исходит из церкви.
Киевско-Печерский монастырь. Там считали, что очень важно погребать тело как можно скорее. Феодосий Печерский умер утром 3 мая 1074 года. Чувствуя приближение смерти, он наказал монахам похоронить тело в ночь смерти. И монахи исполнили эту просьбу.
Быстрое захоронение характерно и другим религиям. Это связано и с боязнью мертвого тела, и с жарким климатом, ведь в этих условиях тело начинает быстро разлагаться.
Ну и все помнят, конечно, что тело Иисуса было захоронено тоже в день смерти.
Ну а теперь для тех, кому религия пустой звук. К традиции хоронить на третий день приложил свою руку Петр Первый. Указ о порядке погребения вышел 28 января 1704 года.
Вот откуда, оказывается, «растут ноги» у традиции погребать мертвых не раньше третьего дня и требование держать тело в храме до похорон.
Так что церковь выполняла в то время фукнкцию не только ЗАГСа, но и морга...
В указе никак не объясняется это повеление, но уж точно оно не связано с традициями православия. Известно, что для Петра Первого на первом месте всегда были дела государственные, поэтому церковь он тоже подчинил государству.
Позднее, император Николай l в первом уголовном кодексе установил обязательный срок в три дня между смертью и погребением. И здесь уже есть объяснение в необходимости соблюдения именно этого срока. Если человека захоронить раньше, то
Ну и дальше перечислены наказания за неисполнение указа.
Французский историк Филипп Арьес отмечал, что в Западной Европе начиная с XVll века наблюдался панический страх перед возможностью быть погребенным заживо. Оттуда эти страхи заползли и в Россию. Известно, что Н.В. Гоголь этим страхом тоже страдал.
Возможно и Петр Первый при издании своего указа руководствовался этими фобиями.
На третий день смерти признаки смерти будут уже явными и указывать на то, что смерть настоящая.
Сегодня страхов таких нет, но традиция осталась. Но только традиция. Никто не принуждает укладываться именно в этот срок. Обстоятельства иногда решают сами.
Из инета.
PS: Доля правды, здесь, конечно, есть! Все эти указы были уже гораздо позже, Воскресения Христова!
Третьи сутки означены в качестве срока похорон не случайно — будучи распятым, Христос воскрес на третьи сутки, то есть именно в это время Душа отправляется из мира живых в Царство Небесное, в новую, загробную жизнь, чтобы воскреснуть в судный день.
На Святой горе Афон хоронят в день смерти или на следующий день, из-за жаркого климата.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
С тех пор, как человек отпал от Бога и стал смертен, возникло время, которое отсчитывает нам дни, часы и годы. И все наше богослужение живет во времени. Сегодня заканчивается церковный год, завтрашний воскресный день совпал с новолетием. Весь круг церковных праздников начинается снова. И вот, как всегда, когда мы задумываемся о времени, мы невольно оборачиваемся назад. Мы живем в настоящем, но оно всегда миг, который невозможно уловить; будущее нам неведомо, и поэтому ум наш обращается на прошлое. Давайте оглянемся на прошедший церковный год и поразмыслим о том, что было нами упущено.
Начнем с православного богослужения. Оно устроено так, что одна ча
Комментарии 1