Праздники в Церкви
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — великий праздник. Не просто: «Огого! Да это великий праздник!» — а твердое место в жизни Церкви и ее богослужении.
Праздники Церкви делятся на великие, средние и малые. Над всеми — Праздник праздников, Пасха Господня. Есть еще двенадцать величайших праздников, называемых двунадесятыми (два-на-дцать — два на десять). Вот они-то — великие. А кроме них, есть еще шесть тоже великих праздников, из которых два посвящены Иоанну Предтече: его Рождество (24 июня/7 июля, «Иванов день») и Усекновение главы (29 августа/11 сентября).
В богослужебных книгах великие праздники отмечены особым значком — красный крест в кружочке. Это означает самый торжественный порядок богослужения.
Ну а что может значить этот «великий праздник» для человека, который редко заходит в церковь, а если и зайдет поставить свечку, то с очень неясным пониманием, а что именно происходит?
Сейчас у людей появился стандартный выход: интернет-открытки. К счастью, на такой случай — отрубили святому голову! — не более четверти предлагаемых открыток содержит пожелания «житейских благ», «побольше солнечных и лучезарных дней», жизни «в любви и процветании» и тому подобного. Невольное чувство неловкости останавливает создателей и посылателей открыток, но срабатывает оно не всегда.
Интернет-открытка
А как вообще праздновать?
Праздник — это не просто повод расслабиться, попировать, а полноценное и глубокое переживание события. Мы все хорошо чувствуем это на примере Дня победы. Включиться в смысл праздника Победы помогает нам объединяющее людей в едином порыве действо Бессмертного полка (даже когда он по разным причинам становился виртуальным). Но и простой день рождения по-настоящему праздновать — значит сосредоточить внимание и действия на имениннике, радовать его, думать и говорить о нем.
Само слово «праздник» происходит от слова «праздный». Это не о безделье, а о том, что в идеале мы «упраздняемся» от всех дел ради переживания события, памяти о нем. Именно об этом говорит четвертая заповедь Закона Божия.
Войти в суть празднуемого церковного события в полноте нам дает богослужение. В случае великих праздников — совершаемое накануне всенощное бдение. Но освоить богатство этого богослужебного содержания человеку, даже посетившему праздничную всенощную, удается далеко не с одного раза. Сначала пусть это будет просто захваченность атмосферой торжества и красоты, с проникновением только в отдельные слова, выражения и мысли из того, что поется и читается.
Даже без подготовки, без умения понимать богослужебный текст Господь может дать человеку на такой праздничной службе полноту радости, благодатное ощущение торжества. Это случалось и случается со многими, даже со впервые заглянувшими в храм людьми, — но это дар, подарок Божий, а совсем не обязательное, гарантированное явление. Если у вас сразу такого не случилось — это не значит, что надо махнуть рукой на дальнейшее и решить, что праздник не для вас. Он — для всего мира, и для вас тоже.
В сам день праздника на Литургии (первой ее части) поются главные его песнопения — тропа́рь и конда́к, и читаются связанные с событием отрывки из Апостола (Деяний или Посланий апостолов) и из Евангелия.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн — герой евангельского повествования. Евангелия говорят от его жизни от самого зачатия до мученической кончины, которую мы и отмечаем в этот день.
Что случилось на пышном празднике в тот далекий день
На службе утрени накануне праздника читается из Евангелия от Матфея:
«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Мф.14:1–13)
Лукас Кранах Старший. Пир Ирода. 1533 г.
Евангелие от Марка (Мк.6:14–30), читаемое в сам день праздника за Литургией, дополняет некоторые детали события. Как и евангелист Матфей, Марк начинает рассказ о казни Предтечи с ужаса царя, решившего, что прославившийся чудесами и учением Иисус — это воскресший Иоанн, которого он казнил…
Ирод — это не тот Ирод Великий, который хотел уничтожить родившегося Богомладенца Иисуса и потому казнил Вифлеемских младенцев. Тот уже умер, успев завещать царство Иудейское трем сыновьям — Архелаю, Филиппу и Антипе. Но по воле римского императора Августа (ведь Иудея входила в Римскую империю) страну поделили не поровну: половину отдали Архелаю, а вторую половину разделили на две четверти — тетрархии, между Филиппом и Антипой. Вот «Ирод четвертовластник», или тетрарх, и есть Ирод Антипа. К нему ушла от своего первого мужа, единокровного его брата Филиппа, Иродиада (уже имевшая от Филиппа дочь). То есть это был не только прелюбодейный союз, а еще и кровосмесительный. «Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк.6:18), что, конечно, вызывало лютую ненависть Иродиады и привело Иоанна в темницу. Но, по словам евангелиста Марка, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6:20). Хоть и держал в темнице, но ценил и даже слушался!
Предтеча в темнице. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XI в.
Но вот случился праздник — день рожденья. Пир, угощение, вино, пляски. Танцующую Саломею, дочь Иродиады, многие художники изображали почти обнаженной, — но это, конечно, неуместная фантазия, это все же была не наемная танцовщица, а дочь царицы, и одета она была как знатная дама. Однако в любой одежде танец может быть чувственным, соблазнительным и непристойным, — и конечно, этот танец был таким, раз Ирод забыл всё на свете и закричал: «Проси что хочешь, хоть полцарства!».
А дальше «она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мк.6:24–25). И вроде бы так ценивший и «берегший» Иоанна царь не смог отказать: ну как же, слово царя! Клятву дал! Как опозориться — отказать? «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его» (Мк.6:26–27)
Питер Пауль Рубенс. Пир Ирода. 1633 или 1640 г. Художник неоднократно изображал этот сюжет.
И голову принесли на блюде к пиршественному столу.
Такое получилось людоедское празднество.
Бегущий впереди
«Предтеча» — это бегущий впереди. Вестник, который, опережая важного человека, бежит и оповещает о его приходе.
«Тещи́», течь — это именно бежать. Мы можем сказать о воде реки или ручья, что она бежит, точно так же, как и что она течёт.
Жёны-мироносицы именно текли — бежали — ко гробу Христа.
Это значение бега сохранилось в современном просторечном «тикайте!» — бегите!
«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11), — сказал Господь. И этот величайший из людей, но неизмеримо меньший Богочеловека Христа («но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11), — продолжает Спаситель), во всём, от зачатия и до мученической кончины, пред-вещал путь Самого Христа.
Его зачатие от неплодных супругов Захарии и Елисавет предвещало непорочное зачатие Иисуса от Приснодевы Марии и Духа Святого.
Еще во чреве матери, праведной Елизаветы, Иоанн — шестимесячный плод — ликовал о зачатии Иисуса: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:41–43).
Он первым проповедует покаяние и приближение Царства Небесного: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:1–2). Эту же проповедь возвещает Сам Иисус уже после крещения от Иоанна, сорокадневного поста и искушения на горе от диавола: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).
Своей мученической кончиной Предтеча предвещает кончину Иисуса на Кресте.
И, по убеждению Церкви, сойдя во ад (где содержались все умершие), он и там становится Предтечей — проповедует в преисподней душам всех людей, что пришел на землю Тот, кого они ожидали, кого жаждали увидеть; сойдет Он и сюда к ним!
Усекновение главы Предтечи. Мозаика баптистерия Сан-Джованни во Флоренции, XI в.
Что раскрывают нам главные песнопения
Тропа́рь и конда́к праздника всегда дают его яркий краткий образ. Это — словесные иконы праздника. Прежде всех других текстов богослужения, посвященных празднику, надо вникнуть именно в эти тексты. А хорошо и научиться их петь!
Тропарь
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че,/ показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Темже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ бла́говести́л еси́ и су́щим во а́де Бога я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех мира/ и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость
Довлеет — это не «давит» (увы, всё чаще так ошибаются в русской речи). Это — довольно, достаточно. Честнейший — это не «самый честный», а самый чтимый. Вземлющий — от «взять»: берущий на Себя, взявший на Себя.
Память праведника чтится похвалами, а для, тебя, Предтеча, достаточно того, что засвидетельствовал о тебе Господь: ведь ты поистине явился славнейшим из пророков, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного тобой. Поэтому, за истину пострадав с радостью, благовестил ты и находящимся во аде о явившемся во плоти Боге, взявшем на Себя весь грех мира и подающем нам великую милость.
Кондак
Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Смотрение — это Божественное промышление, прове́дение, промысл — Божие попечение о существующем. Вечный Бог-Творец смотрит на мир и знает, и пред-усмотряет всё, что было, есть и будет.
Предтечи славное усекновение произошло по некоему усмотрению Божию: да проповедает он и во аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да рыдает Иродиада, беззаконное убийство испросившая: ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века она возлюбила, но обманчивую и временную.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона XV в. из монастыря св. Екатерины на Синае. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Постное торжество
Мученическая смерть Предтечи за истину — это и первая смерть за Христа, сказавшего: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). И здесь Иоанн — предтеча всех последующих мучеников. Эта смерть — торжество над смертью. Даже Ирод-убийца это почувствовал, заподозрив в Иисусе воскресшего Иоанна: правду не убьешь!
Честная глава святого Иоанна Предтечи
Иоанн «за истину пострадал радуяся». Мы радуемся с ним, зная о великой последней победе Истины и Добра (как неколебимо знал и он!). Поэтому — торжество, поэтому — праздник.
Даже и при всякой праведной кончине, при церковном погребении праведника, бывает вместе со скорбью утраты чувство торжества и света. Но при таком земном погребении мы всё же не станем желать близким «житейских благ» и «лучезарных дней». Это только уменьшило бы и осквернило смутно или ясно ощущаемое нами торжество вечной жизни над «привременным веком».
И уж конечно, вспоминая, в каких обстоятельствах, при каком «празднике» произошла казнь Предтечи, мы тому объедению и разгулу должны противопоставить пост. Наше торжество — постное, сосредоточенное, не уводящее в сторону от глубины события.
Так что пост. Часто пишут и: «день строгого поста». Но твёрдый устав, даже монашеский, несмотря на пост, предполагает «на трапезе утешение братии, кроме сыра, и яиц, и рыбы». Это далеко не самая строгая степень поста (в отличие от строгого поста, дозволяется растительное масло, вареная пища и еда дважды днем, даже в среду или пятницу). А вот вино, в другие дни постного «утешения» дозволительное, в этот день недопустимо — хотя бы в память о том, что казнь Иоанна Предтечи совершилась вследствие пьяного пира. Вот почему в этот день во всех храмах после Литургии совершается «Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании».
Комментарии 1