Первыми шагами в ликвидации культурной отсталости стали народное образование и воспитание, упразднение частных школ, отделение школы от церкви, отмена платы за обучение и ликвидация неграмотности среди взрослого населения.
Появляются воскресные школы, кружки, где взрослое население обучалось грамоте. Создавались внешкольные культурно-просветительные общества-читальни, народные дома, где устраивались вечера, любительские спектакли, коллективные читки, доклады.
Из города в деревню направились передовые рабочие, агитаторы для проведения культурно-разъяснительной рабо¬ты. Начинают издаваться газеты, листовки, плакаты.
16 октября 1918 г. ВЦИК издает «Положение о единой трудовой школе РСФСР», устанавливающее обязательность обучения для детой обоего пола до 17 лет и Декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все люди, не умеющие читать, писать в возрасте от 8 до 50 лет, должны обучаться грамоте.
В 1918 г. при Алтайском губисполкоме учрежден отдел народного просвещения. В 1924 г. при Алейском райисполкоме на базе отдела народного образования создана районная инспекция народного образования, которая контролировала работу школ, детских домов и дошкольных учреждений, оказывала периодическую помощь в методической и учебно-воспитательной работе. В 1924 г. в Алейском районе и поселке Алейске открыта ' школа, в которой учились 1765 мальчиков и 675 девочек, в школах работали 44 учителя.
Школы были переведены на содержание местных органов. Стали проводиться месячники, недели помощи школе. Крестьяне собирали деньги, продовольствие, засевали школь¬ные участки.
Учитель в месяц получал 1 пуд хлеба, 15 фунтов мяса или рыбы, 2 фунта жира, 20 фунтов овощей, 7 фунтов крупы, (фунт — 409,5 грамма).
Школы были слабо оборудованы, не хватало учебных по¬собий. Вместо парт использовались столы, вместо школьных досок — листы железа, в место чернил —. сажа или отвар из перьев лука. Не хватало учительских кадров.
В 1920 г. начали функционировать курсы «красных учи¬телей» в Барнауле, Камне, Чемале. В 1920 г. Алтайский губревком издает приказ «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения». В 1923 г. прошло обучение учителей. Открылись Барнаульский и Бийский педтехникумы.
17 августа 1924 г. в Алейском районе организовано общество «Долой неграмотность». В районе созданы 20 ликвидпунктов с 742 обучающимися, назначены 7 специальных работников.
Протокол № 6 заседания Алейского РИКа от 15 ноября 1927 г.
Слушали: о развертывании кампании по ликвидации не¬грамотности, докладчик — Твердохлебов.
Постановили: 1. Открыть школы малограмотных в Алей- ске, Парфенове, Песчаном.
II. Ликпункты — в Парфенове, Безголосове, Осколкове, Савинке, Кашине, Алейске.
За счет сельского бюджета открыть ликпункты — в Урюпине и Ново-Колпакове.
III. В районе действуют 5 радиоустановок, 2 кинопередвижки и одна постоянная.
IV. Перевод школ по ликвидации неграмотности и на всеобщее обязательное обучение назрел, и есть для этого все условия.
Чтобы быстрее ликвидировать неграмотность, начали открывать начальные классы, не учитывая материальных возможностей и числа учительских кадров. Поэтому в то время много школ закрывалось. Так, в Ново-Колпакове по штату должны быть 2 учителя, а был только 1. В 1925 г. в районе работали 2 пионерских отряда (80 пионеров). В этом же году были 4 избы-читальни (2300 книг) в Алейске, Кашине, Осколкове, Парфенове; 9 красных уголков; 63 чел. выписывали газеты. В 1952 г. в районе были уже 7920 подписчиков, они получали 6420 газет и 1500 журналов.
В 1924 г. в районе работала почтово-легковая гоньба — 11 пар, кроме того, одна пара для обслуживания почты. Почта обслуживала советы 2 раза в неделю. (Барн., архив).
В 1926 г. налажена телеграфная связь со всеми районами края.
Протокол № 36 заседания Алейского РИКа от 6 декабря 1927 г.
Постановили: Переход на всеобщее начальное обучение признать возможным только с 1928—1929 учебного года, ве¬сти подготовку к полному охвату обучением детей школьного возраста.
Событием для жителей Алейского района в 1928 г. стал приезд народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Как член правительства он приехал в наш край и проездом был у нас. Его встречали молодежь и комсомольцы в клубе. В своем выступлении он говорил о ликвидации неграмотности, о будущем советской школы.
(Закон о всеобщем обязательном начальном обучении буржуазная пресса назвала несбыточной мечтой и «очередной авантюрой большевиков», что для введения в России всеобщего начального обучения потребуется не менее 125 лет. Но она просчиталась. Эта задача была выполнена за три года, к концу 1-й пятилетки. Это был решающий шаг в деле куль¬турной революции.
В 1928—1930 гг. открыты Горно-Алтайский, Рубцовский, Кашинский, Славгородский педтехникумы, организована ши¬рокая сеть курсов, семинаров.
С 1932—1933 гг. средние школы начали переходить на 10-летний срок обучения. В 1933 г. открылся Барнаульский и в 1939 г. Бийский учительский институты.
В первой половине 1930-х годов наш район состоял из 48 населенных пунктов. Насчитывалось неграмотных подростков от 14 до 18 лет в 17 населенных пунктах — 185 чел., взрослых от 18 до 50 лет — 1097 чел. 8 процентов учителей имели не¬полное образование и только 10 — высшее.
По Осколковскому сельскому Совету насчитывалось не¬грамотных среди взрослого населения 599 чел. и подростков — 82. Безголосовский сельский Совет — 205 чел., Кашинский сельский Совет — 149.
Постановление! Президиума Алейского райисполкома от 29 апреля 1935 г. «О подготовке школ к новому учебному году» обязывало закончить строительство Кашинской, Алек¬сандровской школ, начать строительство Малиновской.
В результате культурной революции уменьшилось число неграмотных, росло число интеллигенции. Так, в селе Осколково до Октября были 2 крупных купца, поп, дьякон, псалом¬щик и два учителя. В 1936 г. уже 21 учитель, 2 медработника, 4 агронома, 4 механика и 32 техника. (Газета «Победим», 12.03.36 г.).
В 1937 г. работали 57 детских яслей (1800 детей). В 1938 г. намечается открытие 80 яслей с охватом 2480 детей. В 1938 г. из 1892 неграмотных обучалось 604 чел. (Газета «Победим», 14.01.38 г., 08.03.38 г.).
В 1937 г. в Плотавском сельском Совете в декабре начала работать организованная учителями Плотавской средней школы вечерняя школа-семилетка для взрослых. В школе учились 25 чел. колхозного и сельского актива. Занятия проходи¬ли 2 раза в неделю. (Газета «Победим», 01.03.37 г.).
В 1930 годах успеваемость по району была низкой. В 1936 г. в районе были 8200 учащихся, из них 400 учащихся не успевали, были 198 учителей.
Перед Великой Отечественной войной неграмотность взрослого населения в основном ликвидировали. Начальным обучением дети Алейского района были охвачены почти пол¬ностью.
В 1930-е годы в районных центрах, крупных МТС, совхозах избы-читальни перерастают в Дома культуры, а в селах они реорганизуются в колхозные клубы.
Библиотеки выделяются в самостоятельные учреждения культуры.
В 1951 г. закончена прокладка телефонной линии в колхозе «Заветы Ильича», установлена радиолиния от городского радиоузла.
В 1937 г. открыты два отделения связи в Уржуме и Плотаве — стали проводиться прием и выдача посылок, переводов и все остальные почтовые операции.
Великая Отечественная война задержала, но не останови¬ла культурное строительство. Осложнился переход к обязательному 7-летнему образованию. Во-первых, в район прибыли 1906 чел., из оккупированных врагом местностей. Во-вторых, из-за эвакуации большого числа детских учреждений из евро¬пейской части страны школы были сильно перегружены. Уча¬щихся сел использовали в качестве рабочей силы независимо от возраста. Они занимались боронованием, прополкой, сбором колосков, уходом за скотом, работали на огородах, со¬бирали золу. В колхозах района работали около 5 тысяч уча¬щихся.
О трудовом подвиге 11-летнего подростка Феди Дорофее¬ва из с. Плотава писала газета «Победим» в 1944: «Еще в первый год войны он неудержимо рвался со взрослыми в по¬ле. Закрепили за ним пару лошадей, и с утра до позднего вечера отвозил Федя зерно от комбайна на ток. А под конец уборки произошел несчастный случай. Сдернуло Федю под бричку, и попал он в Алейск, в больницу, 5 дней пролежал и снова, приехав домой, попросился на работу».
В войну сократилось развитие школьного строительства. В 1944—1946 гг. в селах района в 1—4 классах были 329 чел.
В 1945 г. по району были: начальных школ — 48 семилетних — 12 средних — 3
В 1947 г. в библиотеке Большепанюшево были 50 книг, в в 1948 г, уже 214 книг.
7 ноября 1948 г. в подарок к 31-й годовщине Октября в с. Осколково загорелась лампочка Ильича. Построена новая электростанция, которая дает электроэнергию усадьбе МТС, сельскому совету, школе, клубу, сельпо, маслозаводу.
22 мая 1951 г. учащиеся Осколковской школы Василий Белоусов и Давид Гоппе на р. Порозихе на глубине 4 метра нашли череп громадного позвоночного животного. Длина че¬репа по носовой части составляла 50 см, окружность рога —45 см,, размер между рогами — 1 м, вес черепа без челюстей — 25 кг.
В 1949 г. введено всеобщее обязательное 7-летнее обра¬зование. В 1959 г. в связи с реорганизацией советской школы введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование и намечен переход к обязательному среднему образованию.
В 1970 г. заканчивается введение всеобщего среднего об¬разования молодежи.
В послевоенное время в районе появились вечерние сред¬ние школы сельской молодежи. До этого функционировали только начальные и семилетние.
Переход на восьмилетнее и среднее образование требо¬вал увеличения числа 8-летних и средних школ.
В 1954 г. в районе и городе были 6 средних, 21 восьмилет¬няя, 39 начальных школ. В школах района работали 46 учите¬лей с высшим образованием.
Учащиеся семи начальных школ: Морковской, Горевской, Троицкой, Ясно-Полянской, Ильинской, Чернышевской и шко¬лы при заготзерно закончили год со стопроцентной успевае¬мостью. В 1954 г. введено совместное обучение мальчиков и девочек.
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования». На основании этого Закона вместо всеобщего семилетнего образования в стране вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. К старшим классам десятилетней школы добавляется одиннадцатый год обучения. В целях охвата детей восьмилетним обучением, планом предусматривалось значительное увеличение сети школ в городе и районе.
До 1965 года в ведомство отдела народного образования Алейского райисполкома входили школы: средние - No1, No2, No9; неполные средние (в те годы-семилетние) - No3, No6; начальные - No4, No5, No7, No8 — в г. Алейске; в селах района: неполные средние школы — Васильевская, Осколковская, Плотавская, Ветельская, Александровская, Урюпинская, Кашинская, Кабаковская, Безголосовская, Малиновская, Алейского зерносовхоза; начальные школы - колхозов «Заветы Ильича», «Звезда Алтая», «Майское утро», совхоза No8, свеклосовхоза, отделений No3, No4 Алейского зерносовхоза, Осколковская, Мамонтовская, Уржумская, Вавилонская, Черемошская, Успеновская, Ильинская, Троицкая, Горевская, Новоалексеевская, Андреевская, Краснояровская, Августовская, Лужковская, Молотовская, Украинская, Яровская, Крутихинская, Возрожденская, Коминтерновская, Семеновская, Верхзиминская, Городковская, Сосновская, Краснопрудковская, Восходовская, Толсто дубровская, Яснополянская, Кахтатовская, Приятельская, Большепанюшевская, Калининская, Малаховская, Трудовская, Новоколпаковская.
В 1966 г. школа № 111 из 8-летней преобразуется в среднюю.
Средняя зарплата учителя в 1967 г. составляла 97 рублей 84 копейки.
В октябре 1937 г. созданы краевой отдел народного об¬разования и районо, которые руководят работой городских и районных отделов народного образования, а районо — сельскими школами.
В 1962 г. крайоно разделен на два отдела: промышленный и сельский. В 1964 г. отделы вновь объединены.
На 1966-1967 учебный год Алейским райисполкомом была утверждена сеть школ Алейского района: 8 средних, 24 восьмилетних, 34 начальных школы.
Штат аппарата отдела в 1966 состоял из заведующего, трех инспекторов, заведующего методкабинетом, заведующего заочным отделением, главного бухгалтера, старшего бухгалтера и трех рядовых бухгалтеров.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 года «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы» перед отделом народного образования и педагогическими коллективами школ района была поставлена задача и проводилась последовательная работа по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию. Так в 1977-1978 учебном году продолжили среднее образование 98,4% выпускников восьмых классов школ района. В районе сокращалось количество восьмилетних школ и увеличивалось количество средних. Переход к среднему образованию способствовал осуществлению всеобщего обязательного восьмилетнего образования.
В 1975 г. в районе — 11 средних, 22 — 8-летких. 13 нача¬льных школ. Обучались 5525 учащихся. В районе работали 15 групп продленного дня и 12 интернатов.
На начало 1976-1977 учебного года в районе функционирует 12 средних, 21 восьмилетняя, 10 начальных школ. Всего в районе 43 школы, в которых обучается 4957 учащихся. В районе 18 постоянных детских садов, в которых воспитывается 570 детей. При отделе действует Совет, который регулярно проводит свои заседания.
В 1986 году в районе было 38 школ, в том числе 16 средних, 16 восьмилетних и 6 начальных. В этих школах работало 411 учителей, воспитателей, пионервожатых. В 26 дошкольных учреждениях работало 155 заведующих детскими садами и воспитателей.
Сеть школ района в 1992 году состояла из 21 средней, 13 неполных средних, 4 начальных школ - всего 38. В них обучалось 3804 ребенка.
В 1996-1997 учебном году в ведомстве Комитета было 38 школ, из них 23 полных средних, 12 неполных средних школ, 3 начальных школы, в том числе инновационных - 3, с углубленным изучением предметов - 12.
Создание и укрепление школ, рост грамотности трудящих¬ся способствовали подъему культурного уровня населения района.
Из истории Дружбинской средней общеобразовательной школы
До 1935 года школьники учились в одном из временных жилищ, бараке № 10, а после того как в совхозе появился свой кирпичный завод, методом народной стройки на краю села была возведена школа-семилетка на 140 ученических мест. После её окончания ребята продолжали учёбу в школах Алейска, училищах, техникумах и возвращались домой: селу были нужны строители, шофёры, трактористы, слесари.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1