Но собственно человека определяет то, о чем он мыслит, что наполняет его ум. Рай или ад, Небо или глубины преисподней, счастье или несчастье – это всё от того, что у нас в наших мыслях.
Мысли одних – как хищные птицы, стервятники, жадно клюющие, хватающие, разоряющие. Мысли других – как кроткие голуби и любвеобильные лебеди, созидающие гнездо тепла и уюта.
У кого-то ум подобен притону, вертепу распутства. У других же (пусть и в явном они меньшинстве) – благоухает свежестью девства и целомудрия.
У кого-то он – мрачная пещера уныния, сырого холода томной печали. В такой пещере неуютно, зябко. И потому человек ищет развлечения, погружается в сериалы, игры, пустое общение, скитается умом туда и сюда. О таковых сказано: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93: 11). Но есть и такие, чей ум – Божий храм – сияет чистой молитвой, как тихим огоньком сияет лампада перед святыми иконами. «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8: 10), – сказано о таковых.
Иногда наш ум подобен болоту, в топкой трясине которого тонет всякая жизнь. Может потому, что не хранил ты ума своего. А может потому, что просто устал и не в силах контролировать мысли свои. Иная мысль – как колючка, которая не даст покоя, пока не вынешь и не выкинешь ее вон. Добрая же мысль – как елей, врачующий душу.
Иногда ум подобен широкому полю, в раздолье которого есть где раскрыться творческому вдохновению. Иногда он как небо, покрытое тучами, но и меж облаков невинное небо приносит отраду. Иногда же, – но это уж редко, – ум подобен чистому небу. Он и должен быть небом. Ведь Небо не вне нас, оно внутри нас должно обретаться. Когда же в душе безоблачно чисто, то и на всех ты смотришь незамутненным оком, вот так, как чистое небо смотрит своим необъятным, как море, ласковым взором. Такой ум, подобно пробудившемуся весной соловью, воспевает радость Божьего мира.
Мысли одних – как чудная симфония. Мысли других – как скрежет железа по стеклу или как дикие удары палкой по краям ржавой бочки. Такие мысли прорываются диссонансом в беспорядочном слове и беспорядочном деле. Ибо дела – воплощение мысли. Как река начинается с истока, а дерево – с корня, так и дело человека – с мысли его.
Святые отцы говорят, что Ангелы быстры, как мысль. Но и наши мысли могут уподобиться Ангелам – когда становятся вестниками Чистоты, Света, Любви. Когда же несут в себе зло, то уподобляются ангелу падшему.
У одних ум – колесница диавола. Тот лихо правит поведением человека, поворачивая мыслями его, словно поводьями. Злой всадник, оседлавший душу, направляет ее к обрыву либо к топким и вязким местам, туда, где нахально тиранствует гибель. У других же, сказал преподобный Макарий Великий, ум – престол Божества. Такой ум созерцает Небесные тайны, и он же зрит тайны земного пути. Он и увязшим в топких местах поможет выбраться. Ибо чистый ум видит путь, а ум помраченный и собственной беды не видит.
Мысли одних – как чистые отблески Ангела, мысли других – зловещие блики демона. Но чаще в одном и том же человеке вершатся странные перемены: то сияет небесный свет, то зияет разлом мрачной тьмы. И потому мы живем в непрестанной борьбе. Итог же этой борьбы – либо наше страдание, либо отрадный мир и радостная свобода души.
Священник Валерий Духанин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1
Божественно прекрасно!
Как чудесная поэма.
Конечно, хотелось, чтобы мысли наши были, как чистое небо, а ум наш восходил к Богу.
Давно не испытывала такого удовольствия, радости от прочитанного.Ваш талант от Бога. Будьте здоровы!