Казалось бы, совершенно не похожие друг на друга киношедевры. Но всё же, есть у них объединяющее начало. Все эти фильмы пронизаны удивительно тонким юмором и особенной житейской мудростью, которыми обладал и сам Георгий Николаевич. Судить о его юморе и мудрости представляется возможным, благодаря книгам, которые он написал.
О съёмках своих фильмов, о жизненных ситуациях (в которые он или его приятели попадали), об отношении к славе, о посещении международных кинофестивалей (оказывается, Данелия был частым их участником), о характере взаимоотношений с вышестоящим начальством и всемирно известными режиссёрами и продюсерами (Георгий Николаевич, например, был знаком с Феллини, который высоко ценил мастерство Данелия) и, конечно же, о грузинском мировоззрении.
Читать книги Данелия - особое удовольствие. Я увидела отрывок из первой книги в его трилогии - "Безбилетный пассажир" в ТГ-канале Юлии Меньшовой, и сразу же захотела прочитать всю книгу. И моя интуиция меня не подвела. Это прекрасные повествования, которые заставляют и задуматься, и посмеяться, и взгрустнуть.
"В двадцатых годах в Грузии за национализм посадили почти всех ведущих писателей и поэтов. А молодого прозаика К.Г. не посадили. Ему стало обидно, он надел черкеску, папаху, сел на лошадь и стал гарцевать перед окнами здания ЧК.
Из окна выглянул усталый от ночных опросов председатель ЧК:
-Иди домой, Котэ! - сказал он. - Тебя никто за писателя не считает! "
Вторая книга в трилогии - "Тостуемый пьёт до дна". В ней рассказывается о фильмах "Совсем пропащий", "Мимино" и "Осенний марафон".
Данелия плохо знал актёров в лицо. В театр он ходил редко. А фильмы смотрел выборочно.
" Мы - Леван Шенгелия, Нора Немечек и Сергей Вронский - у меня в кабинете обсуждали декорации. (Художниками на "Осеннем марафоне" были Леван Шенгелия и Нора Немчек, оператором - Сергей Вронский.)
Открывается дверь и заходит Леночка, а с ней подросток - маленький, худенький, в джинсовом костюме, в кроссовках, в перчатках, в огромных чёрных очках, с растрепанной копной волос и с ключами от автомобиля в руках.
-Георгий Николаевич, вот и мы! - говорит Леночка.
- Вижу. Извини, Леночка, но я сейчас занят.
- Георгий Николаевич, это же Неелова!
- Это? - я даже привстал от удивления.
Интонация была такая, что Марина до сих пор простить мне этого не может.
Когда Марина пришла в следующий раз, я опять её не узнал. В платье, в туфлях, с высокой причёской - это была светская красавица".
Третья книга называется "Кот ушёл, а улыбка осталась". Приступаю к ней с приятным предвкушением получения очередной порции удовольствия от прочтения.
Комментарии 1