Каменный, двухпрестольный храм в селе Нижнеярском был заложен в 1861 году и воздвигнут на средства прихожан, частью же на доброхотные деяния посторонних лиц. В 1864 году возник самостоятельный приход. В 1915 году в селе проживало прихожан мужского пола 971, женского пола – 1001. По верованию все жители села православные, ни раскольников, ни сектантов не было.
До этого прихожане деревни Нижнеярской с самого её основания, с 1669 года, были приписаны к Далматовской Николаевской церкви. Своей церкви в деревне не было, была только деревянная часовня, которая сгорела при пожаре. Вторую часовню при постройке храма употребили на разные церковные поделки.
Главный летний храм был освящен в честь рождества Пресвятой Богородицы в 1870 году, а придельный теплый во имя Святых Великомучениц Жен Мироносиц - в 1874 году. В летнем храме иконостас трехъярусный, очень красивого рисунка, в приделе же не отличается изяществом в отношении живописи и заставляет желать много лучшего, несмотря на то, что ремонт его был произведен в 1886 году.
В Храме была особо чтимая населением икона Божьей Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Приобретение её было вызвано частыми пожарами, истреблявшими сотни домов и неоднократно угрожавшими безопасности и целости храма. Ища себе у Царицы небесной помощи и защиты от страшного бедствия, прихожане и приобрели этот образ для ношения по приходу и служения перед ним молебнов.
При церкви, кроме деревянного амбара, предназначенного для хранения церковного имущества, на 1915 год имелось три дома с надворными постройками для причта. Церковь имела: земли пахотной 90 десятин, сенокосных угодий 9 десятин, лесных угодий 5 десятин, 3 церковных дома.
Во все времена церковь на селе являлась не только проводником христианских идей, но и центром общественной жизни села, образования, культуры. В ней оглашались важные государственные документы: указы, постановления, манифесты,
В церкви крестили новорожденных, венчали брачующихся, отпевали умерших. Все эти обряды обязательно вносились в метрические книги, введенные по указу Петра I в 1725 году.
Нижнеярские монастырские крестьяне часто делали богатые вклады в Далматовский Успенский храм деньгами, холстами, живностью. Вот выписки из вкладной книги: «…того же июля в 5 день приложил в дом пресвятые Богородицы тоя же обители пашенный крестьянин Павел Илларионович Волосников корову черную по своих родителях и синодик записаны. В 7208 году (по новому исчислению 1700 г.) его же жена Анастасия приложила в дом Успения пресвятые Богородицы по своей души кобылу шерстью рыжая, грива на правую сторону, ухо правое порото. 1704 году он же Павел Волосников приложил по своей душе жеребца рыжего, правое ухо порото, пяти лет. Того же году марта в 14 день приложил в дом пресвятые Богородицы монастырской крестьянин Пашко Волосников кобылу чалую, грива налеву сторону без отмету, по своей души, а как Бог по его душу пошлет, и его в синодик записать. В 1702 году сын его Левка Павлов Волосников дал на поминание по жене своей полтину денег да кокошник камчатый, шитый полусеребром… С Нижнего Яру Исак Леонтьев дал на поминание по отце своем 2 рубля денег, в синодик имя Леонтия записано.»
20 января 1918 года вышел Декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет установил светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповеданий. Религиозные организации лишались прав юридического лица и не могли владеть собственностью. Все имущество становилось народным достоянием. Прекращалось преподавание Закона Божьего в образовательных учреждениях. Поместный Собор вслед за Патриархом Тихоном призвал верующих всячески противодействовать проведению в жизнь этого декрета, чем провоцировал власти на ужесточение мер против духовенства.
В августе 1923 года был образован Священный Синод Российской Православной Церкви с целью объединения всех обновленческих сил российского духовенства. Новый орган осудил действия Патриарха Тихона и призвал верующих к миру и единению.
В это же время в Шадринский уездный отдел управления поступило заявление от церковного совета приходского религиозного общества Рождество - Богородицкой церкви села Нижнеярского Шадринского уезда, которые просят зарегистрировать общество (тихоновцы), и прилагает список верующих. Состав членов совета: Шестаков Андрей Ильич 60 лет, Коуров Сергей Петрович 55 лет, Леушин Петр Матвеевич 55 лет, Молодцов Андрей Платонович 57 лет, Никита Ананьевич Дебелов 44 лет. Священник Попов Дмитрий Васильевич с 1895 года рождения.
Неизвестно, кто был первым священником Нижнеярской церкви, но в 1870-75 годах в ней служил Дмитрий Александрович Крутиховский, из славной династии священнослужителей Крутиховских. Его предок был первым священником в Крутихинской слободе, за что и получил такую фамилию.
Крутиховского сменил Ипполит Федорович Словцов, тоже известная личность. После окончания Пермской духовной семинарии Ипполит Словцов служит в церквях Соликамского уезда и занимается научной деятельностью. Его труды печатает Императорское Русское географическое общество, журнал «Пермские епархиальные ведомости». Вскоре его переводят в Пермь и утверждают членом-корреспондентом губернского статистического комитета. В Перми он женился на дочери далматовского купца Парасковье Васильевне Власовой.
После смерти жены Ипполит Словцов переводится в Шадринский уезд, в Нижнеярскую церковь. Умер он и похоронен в 1882 году в селе Маслянском, где священником служил его сын Владимир. После него сящениками Нижнеярской церкви были Михаил Знаменский, Павел Матвеев, Леонид Юшков.
7 апреля 1899 года из села Абрамовское Екатеринбургского уезда священником переводится член-сотрудник Императорского Палестинского общества Владимир Иоаннов Конев (1865-1910). На прежней должности он проявил себя как активный член волостого комитета помощи населению, пострадавшему от неурожая 1891 года. В Нижнеярской церкви прослужил дольше всех – 10 лет. В 1902 году был награжден набедренником. После смерти его сменил Иван Максимов, а затем Михаил Попов. В 1918-1919 году священником служил Сергей Вербицкий (уехал с белыми), в 1923-1925 годах – Дмитрий Попов.
Из псаломщиков известные имена Александр Носилов (1870-1884) и будущий священник Верхнеярской церкви Василий Будрин (1903-1907).
Последними 1928 году в церкви служили: священник Иван Агапович Малышев 44 лет, церковник Иван Федорович Долгих 52 лет, просвирня Наталья Емельяновна Вагина 37 лет, трапезник Григорий Александрович Коуров 60 лет, сторож Евдокия Максимовна Леушина 32 лет, председатель церковного совета Василий Никифорович Коуров 42 лет, казначей Мирон Никитич Коуров 64 лет.
В 1930 году церковь пустует, но закрытие никто не оформил. Ходатайство о закрытии поступило в 1932 году. В нем предполагается использовать здание под колхозный клуб.
Священники и псаломщики, которые служили в Нижнеярской церкви.
1870-1875 священник Дмитрий Крутиховский
1877-1879,1882 священник Ипполит Словцов
1881 священник Михаил Знаменский
1-я половина 1883 священник Павел Матвеев
1883-1887 священник Леонид Юшков
1888-1899 священник Дмитрий Павлинский
1900-1910 священник Владимир Конев
1911-1915 священник Иван Максимов
1916-1917 священник Михаил Попов
1918-1919 священник Сергей Вербицкий
1923 священник Дмитрий Васильевич Попов 45 лет ( в 1925 ещё работал)
1928 священник Иван Агапович Малышев 44г
1870-1884 1 псаломщик Александр Носилов
1870-1877 2 псаломщик Дмитрий Пузырев
1885-1891 псаломщик Елпидифор Голубчиков
1892-1893 псаломщик Василий Горных
1894-1896 псаломщик Алексей Троицкий
1897-1902 псаломщик Василий Молчанов
1903-1907 псаломщик Василий Будрин
-1909 псаломщик Николай Стафеев
1909-1918 псаломщик Евгений Южаков
1918-1919 псаломщик Петр Вербицкий
1919- псаломщик Сергей Челизов ( член попечительского совета, в1921 г еще работал)
1928 год церковник Долгих Иван Федорович 52л, просфирня Вагина Наталья Емельяновна 37л, трапезник Коуров Григорий Александрович 60л, сторож Леушина Евдокия Максимовна 32л, председатель церковного совета Коуров Василий Никифорович 42л, казначей Коуров Мирон Никитич 64л.
Комментарии 5