Блаженный Симеон был седьмым епископом Полоцким и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей Полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году князя Полоцкого, его племянника, принудили переселиться в Тверь.
В то же самое время князь Тверской Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. Благоверный князь принял блаженного пастыря со всей любовью и наделил его Тверскую кафедру богатыми имениями и угодьями.
Епископ Симеон управлял паствой как один из лучших пастырей Церкви; своими высокими умственными и нравственными качествами души он приобрел всеобщее уважение. Летописец говорит, что святитель «смыслен зело и силен в книгах Божественного Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше», без боязни говорил правду князьям и вельможам.
Памятники древности передают разговор святителя Симеона с полоцким князем Константином, который, желая посмеяться над своим тиуном (судьей), за обедом спросил у святителя о том, где будут тиуны на том свете. Симеон отвечал: «Тиун будет там же, где и князь». Князю это не понравилось, и он сказал: «Тиун судит неправедно, берет взятки, мучит людей, а я что худое делаю?» Владыка объяснил ему: «Если князь добрый и богобоязненный, жалеет людей, любит правду и поставит тиуна – человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставляет начальника злого, нерассудительного, а только бы доставлял ему деньги, пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей, то и князь будет в аду, и тиун его с ним».
Он говорил князьям и наместникам: «Утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро». Это свободное, бестрепетное обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что вынесла его в общие руководства правосудия.
По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовью отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему великому князю Ярославу Ярославичу, скончавшемуся на пути из Орды. Князя привезли в Тверь для погребения. Епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме святых Космы и Дамиана. Юный княжеский сын Михаил стал воспитываться под руководством святителя.
В 1276 году пожар истребил жилые строения города Твери; истреблены были все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий деревянный кафедральный храм святых Космы и Дамиана был разобран, и на его месте в 1285 году святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя.
Какой сердечной преданностью и любовью святитель Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: когда литовцы в 1286 году разграбили церковные волости Тверской епархии, тверитяне добровольно бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро.
Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столь отрадного для печальной старости, освятил в 1287 году в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой, пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году.
Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года. В летописи за 1289 год записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский... и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день».
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
Правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы;
Равноап. Николая (Касаткина), архиепископа Японского (1912);
Блгв. кн. Романа Угличского (1285);
Свт. Игнатия Мариупольского, митрополита (1786);
Прор. Азарии (X в. до Р. Х.);
Мчч. Папия, Диодора и Клавдиана (250);
Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308–309);
Мч. Власия (Вукола) Кесарийского (Каппадокийского) (III);
Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 11 февраля);
Сщмчч. Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского, пресвитеров, прмч. Владимира (Загребы), иеромонаха, и мч. Михаила Агаева (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Подробное толкование,
смотрите на видео по ссылке.
https://clck.ru/3GQQMQ
Нет комментариев